Сберегатели всех стран - объединяйтесь!
Рубрики

От редактора

Тема номера

Новости кредитной кооперации

Кредитная кооперация зарубежья

Наши люди

Актуальный разговор

Мировая экономика

Россия и мировое сообщество

Экономика России

События и комментарии

Финансовая закулиса

Сотрудничество

Финансовый ликбез

Деньги

Твоя история

Ваши отзывы

Читательский клуб

Рекомендуем

Потребкооперация России

Постскриптум

Философия жизни

Грамота в регионах

«Грамотное предложение» — ПЕРМЬ

Партнеры
Западно-Уральский сберегательный союз
Кредитное потребительское общество "ОБЕРЕГЪ"
Лига кредитных союзов России
Фото
Словарь
Библиотека
Главная / Статьи / От редактора /

Статья за 10 марта 2008 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2008
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2007
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2006
Деньги на ветер!

В очередной раз может спустить пермская власть.

ОТ РЕДАКЦИИ
Газета «Грамота», руководство Ассоциации Организаций Финансовой Взаимопомощи Западно-Уральский Сберегательный Союз разделяют опасения автора данной статьи, за правомерность и целесообразность расходования средств бюджета, выделяемых на поддержку МСП в Пермском крае. Мы будем внимательно наблюдать за происходящими процессами и постараемся оперативно и полно информировать о них наших читателей. Государство собралось поддержать малых и средних предпринимателей (МСП). И поначалу можно подумать — здорово! А если копнуть поглубже? Нам предлагают в очередной раз растратить народные деньги!?


Народная мудрость гласит: «Кто ясно мыслит — тот ясно излагает!» Так давайте вникнем в суть свежего Федерального Закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», принятого государственной Думой 6 июля 2007 года, одобренного Советом Федерации 11 июля, наконец, подписанного Президентом РФ 24 июля этого же года, и постараемся оценить ясность мышления его создателей.

Сам факт появления такого закона говорит, что политики явно ощущают — что-то в державе не ладно с народной деятельностью. Бездействуют наши люди! Не предпринимают ничего. Почему-то не начинают собственный малый бизнес, не делают его средним… О крупном помолчим, у больших бизнесменов, олигархов — нет проблем.

Их-то проблемами государство занимается вовсю! И законов никаких для этого не принимает. «Газпром» внедряется в Европу и Азию. «ЛУКойл» и прочие нефтяники туда же. Сам Президент о них хлопочет во время своих официальных зарубежных визитах.

А вот недавно проблема возникла у «Уралкалия» — после его выработок провал случился. То есть компания наши недра выгребла, можно сказать деньжат себе накопала из-под земли — та бедная и провалилась. А кто обрушение восстанавливает, кто объезд делает? Государство. И зачем нужен закон о поддержке большого бизнеса, когда он ее имеет и так, вдоволь?

А вот малый бизнес из загона станем вытягивать законом. Беда у него. А в чем, собственно говоря, беда, к тому же всеобщая? Что-то тревожит властителей. Но ведь те же эмоции испытывают все люди страны. И каждый анализирует их собственным мозгом. Всякий человек сам стремится понять, почему это мне, нам плохо? В чем причина бедственного моего, нашего положения?

Об этом думают все. А вот за то, что кто-то постоянно только и делает, что думает-думает и снова думает кое-кому в стране даже и зарплату платят. Собрание таких людей так и называется — Государственная Дума. А правильно ли она для нас профессионально думу думает? Давайте попробуем по законам их - их же и рассудить. Если ясно изложено, стало быть, ясно, и мыслят, то есть работу свою делают — думают.

Еще лучше нам пермякам исследовать проект местного закона, прорабатываемого ныне Законодательным Собранием края, и пока еще не принятым. Региональный закон нужен для того, чтобы идеи федерального на месте воплощать в жизнь практикой. А попросту — на что будут расходоваться наши государственные деньги. Немудреный такой «закончик», всего из девяти статей, а в федеральном — двадцать семь! Казалось бы, что, наоборот, в местном текста поболее должно бы быть. Ну и ладно, ведь краткость — сестра таланта.

Из самого названия, такого же, как и у федерального закона, ясно, что наша власть желает помочь развиться предпринимательству. Как станет помогать — о том напишут в специальной Программе, и пока ее нет, закон не принимается. А вот с написанием программы выходит заминка. Этот документ обязана «сочинить» уже другая власть, не та, которая думает, а та, которая делает, воплощает задуманное однажды другими. Тяжело ей, - платят за умение делать, а заставляют думать. Осилит ли? Едва ли… Кабы, не во вред.

Почему такие сомнения? Да потому, что уже из содержания закона очевидно — власть не понимает причин отсутствия роста активности населения. Посудите сами. Из всей массы людей только отдельные личности сами, ни у кого не спросясь, решили двинуться в путь — начать свое дело. Остальной народ стоит на месте. Если власть говорит — разовьем предпринимательство, то это должно обозначать — побудим или принудим больше людей взяться за собственное дело, пусть зашевелятся и тоже тронутся в путь!

Если этот пример признать наглядным, то придется также признать, что весь закон такое название имеющий, содержанием своим ему не соответствует! Изложили на бумаге одну мысль, а назвали ее иначе. Имеет ли автор такого неясного изложения ясное понимание проблемы? Ответ очевиден — нет, не имеет. Найдут ли разработчики пермской программы поддержки предпринимательства правильный путь к цели, если в приказе им она не обозначена? Приходится сомневаться…

Для развития предпринимательства надо соответствующим духом народ вдохновлять. И для этого нужна особая государственная политика. Державный призыв наподобие такого: «Вставай, страна огромная!» Когда начнут подниматься — тогда и оружие (инструменты) добровольцам вручать, пайком снабжать, то бишь — денежным довольствием. Но для такого движения и цель другая должна ставиться — страну из руин поднимать, а сейчас разговор не об этом.

Пока же в СМИ, в том числе и государственных, основной лейтмотив рекламы — купи и расслабься. Государственные мужи тоже нас убаюкивают — наша нефть дорожает, «навару» хватит на всех — успокойтесь и отдыхайте. И как тут прикажете написать программу развития предпринимательства?

А давайте выход поищем в содержании закона. Попробуем дать ему иное название. По существу речь в нем идет не о предпринимательстве, а о предпринимателях, причем уже занимающихся своим делом. Но согласитесь это все же разные понятия. Последнее обозначает конкретное лицо — человек или компания, производящее товары или услуги. А первое понятие говорит о настрое человека, людей, желающих этим заниматься.

Теперь, определившись с понятиями, можно порассуждать уже конкретно о предмете забот. Зададим сами себе простой вопрос. Почему человек возбужденный, всячески стремящийся что-то произвести на свет, быть полезным людям, чтобы за это ему платили бы справедливо — этого сделать оказывается не в состоянии. Почему ему надо помогать? В чем причина его бед? Не эти ли вопросы должны были побуждать, мотивировать авторов закона. А если такие вопросы законотворцы перед собой ставили, то почему поленились на них сами и ответить? Почему сами нарушили правила написания нормативных актов? Почему не написали вступительной части к закону? Преамбулы-то у него нет!?

Из юридического словаря:
ПРЕАМБУЛА — (фр. preambule — предисловие) — вводная или вступительная часть законодательного или иного правового акта, декларации или международного договора, в которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. П. содержит «нормы-цели» и »нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться правоприменителем при толковании других норм акта.

А вот и ответ нашелся для правоприменителей, которые мучаются, бедные, с написанием программы поддержки предпринимателей. Цель и принципы ее достижения забыли указать! Еще на самом верху. Самыми же главными мыслителями государства.

Стало быть, ясно, — на думцев рассчитывать не следует. Закон назвали неверно, вводную часть его написать не пожелали. Единственное что сделали надежно — проголосовали за выделение из бюджета приличных сумм денег на исполнение этого закона.

Можно сделать предположение и о том, что федеральные мудрецы правомерно посчитали — мы главное дело сотворили. Общие соображения о необходимости помощи предпринимателям написали, да и деньги на нее выделили. А в регионах, где предприниматели и проживают, все распишут поподробнее, уточнят, по разным мелким полочкам разложат. Сами, мол, додумают и о целях, и о принципах.

Но, вот в Перми что-то не получается такой замысел воплотить. Очевидно, что один регион не вся страна, потому и мыслители «помельче», поэтому-то и местный закон масштабом уменьшенным вышел. А может у них и замысел иной? Ведь что выходит — на месте можно потратить эти деньги как угодно. Цель не задана, сравнить с тем, достигли ее или нет — никто и не сумеет. Отвечать будет не за что! Это ж, каким неблагоразумным нужно быть, чтобы самому себе какие-то ограничители устанавливать!?

«Ну, уж нет!» Скажет наш читатель. «Глупцов в краевом парламенте не держат! Кто б из нас таких туда вообще выбрал бы? Деньги потратят правильно! Помогут предпринимательству!» Или предпринимателям? Закон — что дышло, а этот в особенности. К тому ж большинство депутатов, да и членов правительства — сами из предпринимателей. Лучше прочих знают — кто помощи достоин.

Чему же отдаст предпочтение пермская власть? Названию или содержанию закона. Потратится на развитие предпринимательства или предпринимателей? Рабочая группа Министерства торговли и предпринимательства пребывает в тяжелом раздумье.

И есть от чего. Если вдуматься, то вопрос стоит совсем иначе: «Быть или не быть самому министерству?». Ведь если принять за основу Программы поддержки предпринимательства проект, предлагаемый группе одним из ее участников, то очень скоро обнаружится, что надобности в одном из управлений того министерства не остается, — сократить его придется! Так дело пойдет и самого этого министерства не станет. Но ведь это же самоубийство. Найдутся ли на то охотники?

Посудите сами. Предприниматель — это человек с пружиной внутри. Она его распирает, чего-то он обязан делать, творить. Вложить во что-то рубль, чтобы потом собрать три. Как на селе урожай меряют — сам-три (четыре и т. д. по порядку). Нормальный бизнесмен всегда поделится с помогающим ему — так выгодно в перспективе. Самый наглядный и легко измеряемый пример — возврат кредита с процентами.

Для кредитной организации такая плата составляет основной источник ее дохода. Профессионалы такого дела банкиры очень любят крупных заемщиков и совсем не жалуют «мелочь». Договора то и прочие бумаги составляешь одинаковые, т. е. времени своего тратишь столько же. Но в первом случае пишешь сумму в один миллиард, а во втором, например, сто тысяч. Возьмите карандаш и сами напишите. Увидите, какова разница — в четыре нуля, иными словами на четыре порядка или в десять тысяч раз. То же можно сказать о производительности труда самого банкира.

Опять же запасы разведанного и добытого сырья какого-нибудь разработчика недр никуда не денутся, потому кредит ему выданный безопасен. А вот предприниматель и ошибиться может — и не вернет, а как узнать? Можно, конечно, риски минимизировать, но лучше — исключить вовсе. Самый простой и надежный способ — вообще с предпринимателями не связываться. Так по жизни преимущественно и происходит. Спросите у самих предпринимателей. Кредитование банками отдельных из них — то самое исключение, которое только подтверждает правило: «С мелочью не связываться!» К тому же банкиров за это еще и надзиратель наказать может.

Но лучше всего отвращает банкира от отношений с малым бизнесом установленный Центробанком закон: «Чем менее надежный заемщик — тем больше откладывай средств в резерв!». И ЦБ прав — риски нужно страховать. А зарабатывать банкиру тогда на чем, если существенная часть твоих оборотных средств отнесена в резерв? Но, разве в банках, простите, дураки служат? Из современной практики известно, что даже когда у банка вовсе нет денег для выдачи кредитов, как, например, сейчас у многих — они все равно, а может и более чем раньше, рекламируют свои кредитные услуги. Вроде: «Раздаем кредиты малому бизнесу!» Не ругайте пианиста…

Внимательному наблюдателю сама реальность, жизнь прямо указывает на тех, кто без кредита предпринимателям просто существовать не может. Это так называемые МФО — разные микрофинансовые организации одной из самых распространенных форм которых, является кредитный кооператив. Бизнесмен и кредитный кооператив друг для друга судьбой предназначены! Их связка, это симбиоз — жить будут только вдвоем, как пчела и цветок, иного не дано!

Но МФО вообще организации уж очень разные, есть и государственные «фондики» — иначе и не назовешь. И от разнообразия такого хорошего ничего нет. Вот пример профессиональных финансовых посредников - банкиров. Они за столетия выработали единый механизм работы с деньгами, потому что поняли — другого и быть не может. Устроены абсолютно все банки одинаково — структура управления процессами во всех единая. А вот в МФО — кому и как заблагорассудится.

Банки можно сравнить с плодовыми деревьями, а МФО — с ягодными кустами. Все деревья имеют корни, ствол, крону. Но ведь и все кусты имеют сходство между собой, но многие руководители МФО как будь-то того и не понимают! Побудительные мотивы нужны, чтобы начальники в МФО стали бы выстраивать свою организацию и работу в ней правильно, а не так как им лично нравится.

Вот пермским властям и предложено — помогите создать финансовую систему из МФО в стране, по образу и подобию банковской. На время включитесь в работу его Центрального Органа всей системы объединяющихся МФО, такого же, как центробанк для банкиров.

Давайте Пермский край сделаем таким «ягодным садом»! На его создание средства нужны? Они есть! Нужна еще воля? Проявите ее - вот программа строительства «питомника». Со временем ягод столько народится, что экспортировать начнем. Не только пермский предприниматель будет ими насыщен, еще и сторонних потребителей обеспечивать станем. А уж чего «народят» сами предприниматели — оцените по их плодам! Статуправление ведь работает.

Извините, конечно, если для кого-то такой результат отрицательным станет. Сад разбивают — пеньки выкорчевывают! Управление развития малого и среднего предпринимательства в Минторге края без забот останется…


А.М. Мохов,
участник подгруппы МФО,
рабочей группы по разработке
«Программы поддержки
предпринимательства в Пермском крае»

«Грамотное приложение» №2 к газете «Грамота» февраль 2008 года

Свежий номер

В США рухнула финансовая пирамида Века
Основатель и бывший председатель фондовой биржи Nasdag Stock Market, Бернард Мэдофф обвиняется в создании «пирамиды», принесшей убытки в размере $50 млрд.

Россия теряет рубль, но….. Имеет хорошие шансы на прорыв!
Эксперты уверены-вытащить страну из кризиса может только проект-локомотив.

КООПЕРАТИВЫ ПЕРМИ — ЕСТЬ БУДУЩЕЕ?
Многие кредитные союзы Перми на грани банкротства, но делает «хорошую мину при плохой игре»!

ПЕРВЫЕ ШАГИ
Новое Правление потребительского общества «КПО «Оберегъ»задействует все ресурсы для вывода Общества из кризисной ситуации.
Опрос
Затронул ли лично Вас финансовый кризис?
— Да
— Нет
— Не знаю

Результаты голосования

Архив голосований

© 2007 All contents copyright
All rights reserved
Все права защищены
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.