Сберегатели всех стран - объединяйтесь!
Рубрики

От редактора

Тема номера

Новости кредитной кооперации

Кредитная кооперация зарубежья

Наши люди

Актуальный разговор

Мировая экономика

Россия и мировое сообщество

Экономика России

События и комментарии

Финансовая закулиса

Сотрудничество

Финансовый ликбез

Деньги

Твоя история

Ваши отзывы

Читательский клуб

Рекомендуем

Потребкооперация России

Постскриптум

Философия жизни

Грамота в регионах

«Грамотное предложение» — ПЕРМЬ

Партнеры
Западно-Уральский сберегательный союз
Кредитное потребительское общество "ОБЕРЕГЪ"
Лига кредитных союзов России
Фото
Словарь
Библиотека
Главная / Статьи / От редактора /

Статья за 11 марта 2008 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2008
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2007
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2006
Проект «Программа поддержки развития МСП в Пермском крае»
Структура описания системы мероприятий

Структура описания процессов системы поддержки по финансовому направлению


1. Анализ проблемы. Ссылки на результаты исследования опыта других регионов, социологических исследований (если проводились исследования). Приоритетность проблемы с точки зрения легкости решения и максимального влияния на ситуацию.


Современный подход повышения эффективности исполнения государственных функций предполагает передачу многих видов деятельности специализированным коммерческим предприятиям (аутсорсинг).

Используется принцип:
Государство это заказчик (постановщик задач) — спецпредприятие это исполнитель, воплощающий в жизнь замыслы заказчика. Заказчик (государство) принимает исполнение, оценивает его эффективность и оплачивает в соответствии с достигнутыми результатами.
Но такая модель отношений работает с высокой результативностью только при глубокой проработанности проблемы, когда она вымеряна многими числовыми показателями в строгих цифрах и сроках. Это обозначает, что заказчик умеет надлежаще выполнять функции профессионального постановщика задач. Без обладания такими навыками, при недостаточном количестве измерителей имеющейся проблемы, без надлежащей практики ее разрешения учреждать отношения «Заказчик — Исполнитель» преждевременно.

Провести конкурс по избранию наилучшего исполнителя государству просто не удастся.

Именно так на сегодняшний день складывается ситуация в сфере необходимости оказания поддержки развитию малого и среднего предпринимательства.

В этом и состоит существо проблемы — государство желает оказать помощь МСП и имеет для этого ресурсы, но не имеет предложение от профессиональных исполнителей.

В случаях, когда для исполнения какой-то задачи на рынке невозможно приискать специализированного исполнителя, возникает необходимость его учредить.

Оптимальным решением этой задачи выглядит создание нового предприятия самим государством вместе с имеющимися на рынке поставщиками профильных услуг с последующим постепенным выходом государства из совместного проекта и переводом отношений на модель «Заказчик — Исполнитель».

Образцом выстраивания подобных отношений является создание на уровне Федерации «Государственных отраслевых Копораций».

Из них для нашего случая наиболее наглядным может служить следующий пример:
В России создана государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
Внешэкономбанк создается путем реорганизации в форме преобразования Банка внешнеэкономической деятельности СССР, его уставный капитал формируется за счет имущества Внешэкономбанка СССР, а также находящихся в федеральной собственности акций Российского банка развития и Государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка.

Деятельность Банка развития будет направлена на совершенствование инфраструктуры, инноваций, на поддержку экспорта российских товаров, малого и среднего предпринимательства, развитие особых экономических зон.

Уникальность и своеобразие Внешэкономбанка как кредитной организации состоит в том, что Банку поручено проведение ряда операций, связанных с выполнением Российской Федерацией международных обязательств.

2. Описание возможных способов решения. Описание и обоснование выбора предлагаемого решения, его преимущества. Если решение имеет инновационный характер — акцентировать внимание на этом.

По такому же принципу должен поступить и Пермский Край — создать «Пермскую Корпорацию поддержки МСП» (название условное, сокращенно — «ПКП МСП»).

Но проблема организации помощи в становлении предпринимательства, стоящая перед властями Пермского Края имеет ряд особенностей, без учета которых невозможно предложить ее правильное разрешение.

Начинающий свое дело, да и малый и даже средний предприниматель по объективным причинам не в состоянии получить помощь от банка, прежде всего, вследствие физического отсутствия надлежащей кредитной истории и слабой формализованности своего бизнеса. Строгость требований банковской системы, жестко контролирующейся ЦБ, не позволяет кредитным организациям проявлять к соискателю кредита никакой лояльности.

Практика работы кредитных кооперативов, фактически выстроивших свою деятельность по полному подобию банковской, но свободных от диктата ЦБ, наглядно и убедительно показывает, что основными потребителями кредитных услуг этих организаций являются именно МСП. В отличие от банков кредитный кооператив использует упрощенную систему оформления договоров займа, получая гарантию возвратности своих средств на принципах ломбардного кредитования. Нередки случаи, когда такие кооперативы (потребительские общества) входят в долевые отношения в только начинающееся дело предпринимателя, чего банки себе позволить не могут по определению. В частности, крупнейшая на сегодня в Пермском Крае база перевалки инертных стройматериалов в поселке Осенцы, принадлежащая ООО «Урал МИГ», построена и пущена им в эксплуатацию на средства, полученные от «Кредитного Потребительского Общества „Оберегъ“, которому фактически принадлежит контрольный пакет этого ООО. Но к концу уже этого текущего года менеджеры ООО планируют окончательно выкупить долю „Оберега“».

Это потребительское общество уже начало преобразовываться в структуру, состоящую из двух уровней управления процессом. Территориальные филиалы, которых у общества в крае уже пять формируют систему хозрасчетных организаций, наподобие самостоятельных коммерческих банков. Совет и правление общества берут на себя регулятивные и надзорные функции, а также финансовое посредничество между филиалами. Для введения экономического регулятора системы вводится «Учетная ставка общества» по образцу ставки рефинансирования ЦБ. Именно по такому образу и должна быть создана краевая корпорация поддержки МСП.

Пока нет информации о существовании в Российской Федерации подобных примеров. Но пятилетний опыт работы приведенного в пример общества, выдавшего в общей сложности уже более тысячи кредитов малому бизнесу за счет консолидации сбережений населения (более 8 000 пайщиков) в сумме, превышающей триста миллионов рублей, и капитализировавшего свой паевой фонд более чем в десять раз, позволяет уверенно утверждать, что задумываемое предприятие будет гарантировано успешным.

3. Описание мероприятий, необходимых для создания (запуска) процесса. Календарный план реализации мероприятий.

Властям пермского Края предлагается учредить ОАО «Пермская Корпорация поддержки МСП».

Для реализации учредительного этапа необходимо создать Временную комиссию по учреждению ОАО «ПКП МСП».

В состав комиссии включить:
— Министерство развития торговли и предпринимательства (Управление развития предпринимательства);
— ОАО «Пермский Центр Развития Предпринимательства»;
— ПО «КПО „ОБЕРЕГЪ»;
— Иных заинтересованных лиц.

Учредительной комиссии срочно начать работу с написания концепции деятельности ОАО «ПКП МСП“, разработки бизнес-плана общества, и на их основании „Проспект эмиссии акций“ и Устава общества.

Кроме членов комиссии к разработке этих документов возможно привлечение консультантов со стороны.

Срок создания таких документов не должен превышать двух месяцев.

Обсуждение, согласование и утверждение их органами власти еще два месяца.

Регистрация предприятия и начало практической деятельности не дольше, чем еще через два месяца.

Т. о. максимум через полгода начнется практическая деятельность уникального для России коммерческого предприятия с участием Пермской краевой власти.

4. Описание функционирования подпроцессов, указание владельца процесса.
Вместе с разработкой Устава ОАО «ПКП МСП» необходимо создать и прочие нормативные акты (НА) этого общества, регламентирующие деятельность подразделений ОАО на местах. В частности «Положение о территориальных подразделениях ОАО (филиалах, представительствах и т. п.)». Эти подразделения станут исполнять на территориях функции, подобные региональным отделениям ЦБ РФ.

Необходимо также предпринять меры по преобразованию Муниципальных Фондов поддержки малого предпринимательства и им подобных организаций (МФО), действующие в Пермском Крае в иные организационно правовые формы. В настоящее время наиболее пригодной видится потребительское общество (ПО). Сумма прежде вложенных государством денег в их учреждение должна быть исчислена и преобразована в паевой взнос в ПО. ОАО «ПКП МСП» также должно будет внести какие-то средства в виде паевого взноса в эти потребительские общества, чтобы стать их реальным пайщиком и участвовать в управлении делами ПО.

Следует также внести подобные предложения всем кредитным кооперативам и иным МФО, действующим в Пермском крае. Им тоже в добровольном порядке предложить преобразоваться в такие же ПО. Копорации также стать пайщиком и этих обществ.

Особо важным при учреждении корпорации становится выбор банка — партнера. Корпорации необходимо организовать проведение конкурса среди банков для избрания себе среди них наилучшего. Приоритетом при этом должна стать наивысшая степень технологического вооружения банка. В последующем корпорация может с таким банком учредить совместное предприятие — специализированный банк, для обслуживания специфических учетных процессов в своих территориальных потребительских обществах.

Оптимальным со временем станет передача большинства функций исполнительных органов кредитных потребительских обществ на местах вновь созданному банку.

Этот же банк будет производить расчетно-кассовое обслуживание МСП.

Наличие одного финансового оператора абсолютно всех денежных потоков самой Корпорации, ее территориальных потреб обществ и самих МСП, построенная на этих данных централизованная бухгалтерия, благодаря системе автоматизированного учета, на основе банковских технологий позволит сделать работу всей системы совершенной, легко контролируемой, т. е. прозрачной для наблюдателя — акционеров.

Такое оснащение Корпорации позволит ей справиться с исполнением всех обязанностей, возлагаемых проектом Закона Пермского края «О развитии МСП в Пермском крае» на Уполномоченный орган государственной власти Пермского края по вопросам развития МСП. В том числе и по формированию и ведению Реестра о субъектах МСП.

Такая система позволяет осуществлять мгновенные перетоки ресурсов из мест их генерирования в места потребности.

В свою очередь, представители МСП обратившись в ПО на своей территории получат обходительность и участие, лояльность и гибкость выстраивания с ними отношений, присущее сегодня МФО, и одновременно высокие технологии банковского обслуживания, а также значительно большие суммы ресурсов, находящихся в распоряжении ОАО «ПКП МСП».

Очевидно, что такое предприятие как Корпорация самой своей природой устраняет все современные проблемы слабости поддержки МСП.

5. Если процессы (подпроцессы) предусматривают адресную поддержку СМП — предполагаются ли конкурсные процедуры отбора получателей этой поддержки.

ОАО «ПКП МСП» само должно стать заказчиком разнообразных услуг для МСП. Для этого путем проведения конкурсов отбираются и аккредитуются при обществе коммерческие компании, специализирующиеся на оказании услуг, прежде остальных востребованные МСП.

Таких как:
- бухгалтерские;
— юридические;
— консалтинговые (экономика и финансы);
— аудиторские;
— страховые;
— прочие.

С компаниями Корпорация заключает договоры, согласно которым в течение исполнения предварительного этапа деятельности конкретного предпринимателя, до момента выхода его дела на самоокупаемость, эти аккредитованные компании получают незначительную часть вознаграждения за их услуги. Основную часть платы они получат в качестве доли от прибыли коммерческого проекта предпринимателя.

Именно через материальное стимулирование таких профессиональных участников рынка только и следует расставлять приоритеты в развитии отраслей экономики, в которых заинтересовано государство.

Финансировать проекты, предлагаемые самими предпринимателями возможно только на условиях твердого обеспечения. В случае недостаточности такового финансируются только проекты, в которых непосредственное участие принимают аккредитованные при Корпорации спецкомпании.

Полагаться только на интуицию предпринимателя нельзя. Его выдумка, ограненная умением команды заинтересованных конечным результатом специалистов-профессионалов, даст надлежащий эффект.

Корпорация, представляя собой сетевую компанию, заинтересована сотрудничать также с широко представленными в территориях компаниями. Но для учета особенностей местных обстоятельств, там могут и должны проводиться аналогичные собственные конкурсы тоже.

6. Ожидаемые результаты (краткосрочные и долгосрочные) и показатели результативности (с указанием методики мониторинга процесса (подпроцессов) и оценки конечных результатов). Кто, как часто осуществляет контроль. Кто и какие меры предпринимает в случае недостижения результатов.

Основной целью, которую должно исполнить ОАО «ПКП МСП» — стать локомотивом становления единого Потребительского общества жителей Пермского края. Постепенно в члены этого общества будут вступать все большие массы людей. Видя в местном филиале общества гарантированного сберегателя своих накоплений, народ с большой активностью станет вкладывать сюда свободные денежные средства. Этими ресурсами воспользуются местные предприниматели, развивая территориальную экономику.

Именно такая цель преследуется принимаемым в Пермском крае Законом о поддержке МСП. Статья 2: «Основной целью государственного развития МСП в Пермском крае является увеличение вклада МСП в социально-экономическое развитие пермского края.»

Выход потребительского общества на самоокупаемость, а затем и на прибыльность, позволит ему без посторонней помощи выкупить все акции ОАО «ПКП МСП».

Частные показатели результативности работы такой Корпорации, такие, например, как:
увеличение числа вновь созданных рабочих мест в сфере малого бизнеса с … до … тыс.;
увеличение числа и повышение фондовооруженности субъектов малого предпринимательства в сельских районах на …%;
увеличение балансовой прибыли малых предприятий в среднем на …%;
увеличение оборота малых предприятий с … млрд. руб. до … млрд. руб.;
и тому подобные, без обладания данными статистики сформулировать сегодня невозможно. А вот такой конкретный показатель как «увеличение финансово-кредитного обеспечения развития малого бизнеса до 2,0 — 2,2 млрд. руб. в год», каковой принят, например, Программой поддержки МСП в Нижегородской области на конец 2008 года осуществим легко. Одно только «КПО „Оберегъ“ в год выдает кредитов МСП почти в половину этой суммы.

Относительно контроля за деятельностью ОАО „ПКП МСП“ и потребительских обществ с ним взаимодействующих уже было сказано, что полная автоматизация процессов позволяет осуществлять мониторинг в режиме постоянного наблюдения. То же касается сбора данных, их анализа в различных аспектах — финансовых, экономических, социальных и иных показателях. В том числе как требует проект Закона Пермского края: «развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае и эффективности применения мер по его развитию, прогноз и мониторинг развития малого и среднего предпринимательства на территории Пермского края»;

Потребительское общество «КПО „Оберегъ“ своим Уставом не только ставит перед собой те же задачи, что органы государственной власти Пермского края, но и повседневной практикой своей деятельности их воплощает в жизнь. ПО „КПО „Оберегъ“ и отдельные его члены как самостоятельные физические лица готовы внести в уставный капитал ОАО «Пермская Корпорация поддержки МСП“ имущественные активы, измеряемые в суммах соразмерных десяткам миллионов рублей. Таким образом, ПО «КПО „Оберегъ“ готово не голословно заявлять, но взять на себя имущественную ответственность за достижение плановых показателей ОАО „ПКП МСП“».

7. Расчет потребности в ресурсах для создания и поддержания функционирования процесса (люди, их квалификация, финансы). Меры по их привлечению.

В уставный капитал ОАО «ПКП МСП» следовало бы передать всю сумму, планирующуюся властью израсходовать на поддержку МСП.

Практически сразу же по мере поступления средств есть возможность свободные средства заставить приносить доход выдачей их в виде кредитов МСП через сеть МФО с соблюдением приоритетов, ставящихся Программой. Т. е. пока средства, Программой запланированные к расходованию на конкретные цели, остаются свободными — они эффективно работают. По мере возникновения в них потребности необходимые суммы из оборота изымаются и тратятся по назначению.

Учредительные расходы в основном сложатся из стоимости разработки Уставных документов, Проспекта эмиссии акций, прочих нормативных актов Корпорации и не должны превысить 0,5 миллионов рублей.

Расходы начального этапа работы могут компенсироваться из получаемого практически немедленно дохода от размещения даже и части средств.

Основную нагрузку начального этапа смогут вынести специалисты ПО «КПО „Обергъ“ и привлеченные Корпорацией по аутсорсингу специализированные компании.

Точную стоимость затрат возможно оценить только расчетным путем. Сумма затрат зависит также от масштаба планируемой деятельности ОАО „ПКП МСП“, на сколько полно учредитель готов будет реализовать перечень описанных в настоящем предложении мер.

8. Возможные негативные последствия (с точки зрения влияния на конкурентную среду). Меры по снижению негативных последствий.

Негативные последствия от внедрения настоящего предложения по созданию ОАО «ПКП МСП» не выявлены.

9. Описание альтернативных источников финансирования процесса (либо обосновать, что их нет и быть не может).

Проспект эмиссии акций ОАО «ПКП МСП» способен оказаться вполне привлекательным для сторонних инвесторов. ПО «КПО „Оберегъ“ априори подписывается под покупкой пакета акций на сумму в несколько десятков миллионов рублей, но сможет это осуществить в обмен на собственные имущественные активы, в основном объектами недвижимости.
Участие государства в проекте имеет политическое значение, как гарант для населения и банковской системы.

А.М. Мохов

Свежий номер

В США рухнула финансовая пирамида Века
Основатель и бывший председатель фондовой биржи Nasdag Stock Market, Бернард Мэдофф обвиняется в создании „пирамиды“, принесшей убытки в размере $50 млрд.

Россия теряет рубль, но….. Имеет хорошие шансы на прорыв!
Эксперты уверены-вытащить страну из кризиса может только проект-локомотив.

КООПЕРАТИВЫ ПЕРМИ — ЕСТЬ БУДУЩЕЕ?
Многие кредитные союзы Перми на грани банкротства, но делает «хорошую мину при плохой игре»!

ПЕРВЫЕ ШАГИ
Новое Правление потребительского общества «КПО «Оберегъ»задействует все ресурсы для вывода Общества из кризисной ситуации.
Опрос
Затронул ли лично Вас финансовый кризис?
— Да
— Нет
— Не знаю

Результаты голосования

Архив голосований

© 2007 All contents copyright
All rights reserved
Все права защищены
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.