Сберегатели всех стран - объединяйтесь!
Рубрики

От редактора

Тема номера

Новости кредитной кооперации

Кредитная кооперация зарубежья

Наши люди

Актуальный разговор

Мировая экономика

Россия и мировое сообщество

Экономика России

События и комментарии

Финансовая закулиса

Сотрудничество

Финансовый ликбез

Деньги

Твоя история

Ваши отзывы

Читательский клуб

Рекомендуем

Потребкооперация России

Постскриптум

Философия жизни

Грамота в регионах

«Грамотное предложение» — ПЕРМЬ

Партнеры
Западно-Уральский сберегательный союз
Кредитное потребительское общество "ОБЕРЕГЪ"
Лига кредитных союзов России
Фото
Словарь
Библиотека
Главная / Статьи / Сотрудничество /

Статья за 19 апреля 2008 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2008
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2007
НАУМИР разработало Концепцию построения всеохватывающей финансовой системы для повышения доступности розничных финансовых услуг в России до 2012 года.

О данной Концепции шла речь 17 апреля 2008 г. на пресс-конференции, в которой приняли участие:


1. Тосунян Гарегин Ашотович — Президент АРБ, Председатель Совета НАУМИР
2. Мамута Михаил Валерьевич — Президент НАУМИР, Президент Российского Микрофинансового Центра, Председатель Комитета АРБ по развитию микрофинансирования,
3. Медведев Павел Алексеевич — член Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку, Председатель подкомитета по законодательству о банках и банковской деятельности
4. Сучков Сергей Валерьевич — Член Правления, Директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ 24.

Открывая пресс-конференцию, Г. Тосунян отметил, что микрокредитование — один из важнейших элементов Программы банкизации России до 2020 года. Его цель — обеспечение доступности банковских услуг для каждого гражданина. Микрокредитование позволяет человеку начать собственное дело, а затем развивать его, рассчитывая на свои силы. Это меняет философию в обществе, позволяет максимально развивать кредитные механизмы.

На начало 2008 года более 50 млн. чел (около 35% населения РФ) не имеют доступа к банковским и финансовым услугам. В то же время, в США это только 12%, а в ЕС - 18% населения. Доля необслуживаемого банками населения, наряду с такими показателями, как уровень бедности или вклад малого и среднего бизнеса в ВВП, становится одним из основных нормативов, характеризующих социально-экономическое развитие государства и общества. Отметим, что по этому показателю Россия находится на уровне стран Латинской Америки, опережая лишь Африку и страны Юго-Восточной Азии.

М. Мамута отметил, что доступа к банковским услугам в России в настоящее время лишены как раз те категории потребителей, кому такие услуги больше всего необходимы:

— население, живущее вне крупных городов, где практически отсутствует финансовая инфраструктура. Именно здесь особенно остро стоят и проблемы низкого уровня жизни, безработицы;

— малообеспеченное население, которое не рассматривается традиционной банковской системой в качестве надежных заемщиков. В январе-сентябре 2007 года численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляла 20,9 млн. человек, то есть 14,8% от всех жителей страны. Развитие собственного дела, занятие малым предпринимательством, в том числе фермерством или личным подсобным хозяйством для такого населения — это не просто путь снижения уровня бедности, но и возможность перехода в средний класс;

— представители наиболее мелкого сегмента предпринимательства: действующие индивидуальные предприниматели, микро-предприятия, субъекты семейного бизнеса, стартующие предприятия.

Совокупный спрос на кредиты (займы) в сумме до 300 тыс. рублей на одного заемщика (субъект индивидуального и/или семейного микробизнеса) составляет в настоящее время около 250 млрд. руб., при предложении соответствующих финансовых услуг не более чем в 35 млрд. руб. (14% от спроса). Малообеспеченное население, заинтересованное в развитии собственного бизнеса, но не имеющее достаточного стартового капитала, предъявляет спрос на микрофинансовые услуги в размере еще не менее 500 млрд. рублей.

Выступавшие отмечали, что необходимость построения всеохватывающей финансовой системы, доступной для всех слоев населения и бизнеса, является одним из приоритетов социально-экономического развития России.

Однако, существующая структура финансово-кредитной системы не позволяет рассчитывать на быстрое изменение ситуации в лучшую сторону без целенаправленной государственной политики.


Причин несколько, и значительная их часть носит инфраструктурный характер:
— региональные диспропорции в развитии финансовой инфраструктуры. На начало 2008 года более 56% всех российских кредитных организаций было зарегистрировано в Центральном федеральном округе, причем в Москве — 49% из них. Еще 29% — в Приволжском, Южном и Северо-Западном федеральных округах. На долю остальной России приходилось 15% кредитных организаций;

— практически вся финансовая инфраструктура сконцентрирована в крупных населенных пунктах, в первую очередь в мегаполисах, при одновременном катастрофически недостаточном уровне ее развития в сельской местности, городах и населенных пунктах с численностью населения менее 50 тыс. человек (отметим, что последних в России около 130 000). Так, при средней плотности точек банковского обслуживания по Российской Федерации примерно в 27 на 100 000 человек населения, в Москве на 100 000 человек приходится около 100 пунктов, что в два раза больше, чем, например, в Германии или Франции, а в населенных пунктах с числом жителей менее 1 миллиона человек — 7 точек на 100 000 населения, что в 8,5 раз меньше, чем в названных странах ЕС, сказал М. Мамута.

Высокие затраты на создание и обслуживание банковской филиальной сети делают нерентабельным работу в небольших населенных пунктах, что ограничивает возможности для быстрой экспансии банков из мегаполисов на периферию.

Следовательно, без децентрализации розничной финансовой инфраструктуры, внедрения новых технологий и институтов обслуживания небольших финансовых потребностей населения и малого бизнеса невозможно решить проблему повышения доступности финансовых услуг на территории России.

В последние несколько лет многие страны добились значительных успехов в расширении доступности финансовых услуг и охвата финансовой системы за счет развития микрофинансирования.

Общий смысл микрофинансовых технологий сводится к тому, чтобы сделать финансово оправданным и прибыльным предоставление полного спектра финансовых услуг (в первую очередь, кредитов/займов, сбережений и переводов) широким слоям малообеспеченного населения и мелкого бизнеса.

Развитие институтов и технологий микрофинансирования является ключевым фактором успеха в построении всеохватывающей финансовой системы, в основе которой должна лежать институционально диверсифицированная модель розничного финансового рынка.

Отметим, что на начало 2008 года в России действовало уже более 2000 различных организаций микрофинансирования, с преобладанием кредитных кооперативов, обслуживающих в совокупности около 500 тысяч клиентов и распоряжавшихся портфелем займов в размере около 25 млрд. рублей.

Благодаря принятой в последние несколько лет стратегии, в России формируется модель микрофинансового рынка с наиболее удачным балансом различных институтов: так, кредитные кооперативы обладают уникальными возможностями по аккумулированию неработающих средств населения для потребительского и бизнес-кредитования. Специализированные некоммерческие организации микрофинансирования — такие, как фонды поддержки малого предпринимательства — ориентированы на поддержку стартующих предприятий, которые не могут получить кредит в банках. Формирующийся в последнее время новый класс участников рынка — частные МФО — вносят существенный вклад в повышение доли на рынке коммерческих и инвестиционных ресурсов, ранее незадействованных.

Согласно представленной Концепции НАУМИР по повышению доступности розничных финансовых услуг, необходимо реализовать ряд инициатив со стороны государства, направленных на создание режима наибольшего благоприятствования для микрофинансовой деятельности и поддержки инфраструктуры рынка.

Необходимо создать условия для более активного вовлечения частного среднего капитала и банковских кредитов в сектор микрофинансирования.

Необходимо повысить устойчивость системы кредитной кооперации, уровень защиты прав и интересов пайщиков и получателей услуг кредитных кооперативов в условиях быстрого роста их количества, увеличения объема привлекаемых кооперативами средств населения — членов кооператива.

Правительству РФ целесообразно: поддержать инициативу Госдумы о внесении изменений в федеральный Закон «О кредитной потребительской кооперации граждан», внесенный на рассмотрение в 2007 году; совместно с Госдумой доработать и принять во втором и третьем чтениях рамочный законопроект «О кредитной кооперации», принятый в первом чтении в 2001 году и определяющий базовые положения о регулировании и саморегулировании в секторе кредитной кооперации, принципах создания многоуровневой системы кооперации. К сожалению, как сообщил П. Медведев, закон о кредитных кооперативах рассматривается Госдумой уже 6 лет!

Необходимо упростить порядок банковского микрокредитования — в частности, установить особые требования к резервированию по банковским кредитам, выдаваемым начинающим предпринимателям и малообеспеченному населению, а также организациям микрофинансирования.

Необходимо внести изменения в законодательство, чтобы мотивировать банки входить в сектор микрокредитования, сказал С. Сучков. Он сообщил, что для этой цели ВТБ24 создано ЗАО «Микрофинанс», которое в июне начнет выдавать первые кредиты.

Правительству РФ целесообразно предпринять комплексные шаги, направленные на развитие инфраструктуры микрофинансирования, включая деятельность таких элементов инфраструктуры, как институты подготовки и переподготовки кадров в секторе микрофинансирования; проведения рейтинговых и бенчмаркинговых оценок МФО, осуществления специализированного аудита МФО, привлечения инвестиций в сектор микрофинансирования и т. д.

В случае принятия необходимых мер в течение 2008 — 2010 годов, можно ожидать повышения доли населения и субъектов бизнеса, имеющих постоянный доступ к необходимым им финансовым услугам с 45% (в настоящее время) до 75% (к 2012 году). Это позволит России выйти по указанному показателю на уровень новых членов ЕС и обеспечит необходимую поддержку дальнейшим структурным реформам экономики.

Больше информации по теме можно найти на Интернет-сайтах Российского Микрофинансового Центра www.rmcenter.ru и Ассоциации Российских Банков www.arb.ru.

Источник: РМЦ

Свежий номер

В США рухнула финансовая пирамида Века
Основатель и бывший председатель фондовой биржи Nasdag Stock Market, Бернард Мэдофф обвиняется в создании «пирамиды», принесшей убытки в размере $50 млрд.

Россия теряет рубль, но….. Имеет хорошие шансы на прорыв!
Эксперты уверены-вытащить страну из кризиса может только проект-локомотив.

КООПЕРАТИВЫ ПЕРМИ — ЕСТЬ БУДУЩЕЕ?
Многие кредитные союзы Перми на грани банкротства, но делает «хорошую мину при плохой игре»!

ПЕРВЫЕ ШАГИ
Новое Правление потребительского общества «КПО «Оберегъ»задействует все ресурсы для вывода Общества из кризисной ситуации.
Опрос
Затронул ли лично Вас финансовый кризис?
— Да
— Нет
— Не знаю

Результаты голосования

Архив голосований

© 2007 All contents copyright
All rights reserved
Все права защищены
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.