Сберегатели всех стран - объединяйтесь!
Рубрики

От редактора

Тема номера

Новости кредитной кооперации

Кредитная кооперация зарубежья

Наши люди

Актуальный разговор

Мировая экономика

Россия и мировое сообщество

Экономика России

События и комментарии

Финансовая закулиса

Сотрудничество

Финансовый ликбез

Деньги

Твоя история

Ваши отзывы

Читательский клуб

Рекомендуем

Потребкооперация России

Постскриптум

Философия жизни

Грамота в регионах

«Грамотное предложение» — ПЕРМЬ

Партнеры
Западно-Уральский сберегательный союз
Кредитное потребительское общество "ОБЕРЕГЪ"
Лига кредитных союзов России
Фото
Словарь
Библиотека
Главная / Статьи / Сотрудничество /

Статья за 3 мая 2008 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2008
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2007
Мы готовы взаимодействовать с государством

22 апреля в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания «О роли потребительской кооперации в социально-экономическом развитии регионов России».


К участию в слушаниях были приглашены депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, ответственные работники Правительства Российской Федерации, федеральных министерств, представители законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, руководители потребительских обществ и союзов, научных и учебных заведений, организаций АПК.


С докладом выступил председатель Совета Центросоюза Российской Федерации Евгений КУЗНЕЦОВ.


По теме слушаний высказались статс-секретарь — заместитель министра сельского хозяйства России Александр ПЕТРИКОВ, губернатор Смоленской области Сергей АНТУФЬЕВ, председатель Совета Удмуртского респотребсоюза Рауф КАРИМОВ, первый заместитель председателя Законодательного собрания Краснодарского края Иван ПЕТРЕНКО, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Николай ХАРИТОНОВ, председатель Совета Новосибирского облпотребсоюза Станислав ЛИПСКИЙ, председатель Совета Тюменского облсеверпотребсоюза Валерий ШАСТИН, глава администрации Суоярвского района Республики Карелия Светлана ЛОГИНОВА, председатель Совета Алтайского крайпотребсоюза Виктор КРАСИЛОВ, председатель Общественного совета при Минсельхозе России Надежда ШКОЛКИНА, председатель Совета Марийского респотребсоюза Нина МАХМУТОВА, депутат парламента Чеченской Республики Адлан-Саид БАРЗУКАЕВ, ректор Российского университета кооперации Владимир КРИВОШЕЙ.


Состоявшееся обсуждение подытожил председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Валентин ДЕНИСОВ.


Слушания открыла вступительным словом и вела заместитель Председателя Государственной Думы РФ Надежда ГЕРАСИМОВА.


Надежда ГЕРАСИМОВА, заместитель Председателя Государственной Думы РФ:

— Парламентские слушания «О роли потребительской кооперации в социально-экономическом развитии регионов России» подготовлены Комитетом по аграрным вопросам. На начало нашей работы зарегистрировалось 240 человек.


В зале присутствуют депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, члены Общественной палаты Российской Федерации, ответственные работники администрации президента и правительства, федеральных министерств, представители законодательных и исполнительных органов власти субъектов, руководители потребительских обществ и союзов, научных и учебных организаций, организаций агропромышленного комплекса.


В ходе наших парламентских слушаний будут выработаны рекомендации Правительству Российской Федерации, Государственной Думе, законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов, организациям потребительской кооперации в целях реализации задач по развитию потребительской кооперации в Российской Федерации.


Тема сегодняшних парламентских слушаний является крайне важной в связи с той многоотраслевой деятельностью, которую осуществляют организации потребительской кооперации, и с их значительной потенциальной возможностью реализации социальной политики государства на селе. Основная деятельность потребительских обществ сосредоточена в сельской местности и, естественно, направлена на торговое и бытовое обслуживание жителей более 90 тысяч населённых пунктов, в которых проживает около 36 миллионов человек.

Членами потребительской кооперации являются миллионы пайщиков, объединённых более чем в три тысячи некоммерческих организаций и потребительских обществ.


Кооперативные организации располагают предприятиями розничной и оптовой торговли, общественного питания, производственными цехами, складской сетью, объектами заготовок, бытового обслуживания, земельными угодьями.

Совокупный объём деятельности за 2007 год превысил почти 196 миллиардов рублей. В бюджет ежегодно уплачивается около 10 миллиардов рублей налогов и других платежей. В настоящее время усиливается роль потребительской кооперации в развитии социальной инфраструктуры села.


Осуществляя различные виды деятельности, потребительская кооперация является крупным работодателем на селе, а о проявлении её политической активности свидетельствует заключение соглашения с Всероссийской политической партией «Единая Россия», с Московским Патриархатом и Центральным духовным управлением мусульман России, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским аграрным движением, Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России».


На 134-ом общем Собрании представителей потребительских обществ 27 февраля 2008 года принята Концепция развития потребкооперации до 2015 года. В последние годы появились положительные тенденции в поддержке организаций потребительской кооперации государством.


Правительством были выпущены три постановления, которыми устанавливается порядок предоставления субсидий за счёт средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях.

Однако действующее законодательство не рассматривает потребительскую кооперацию как равноправного участника агропромышленного комплекса страны. Это проявляется в отсутствии государственной поддержки потребительских обществ при осуществлении закупок сельхозпродукции в личных подсобных хозяйствах граждан. Кстати, в отличие от сельскохозяйственных потребительских кооперативов.


Не предусмотрено предоставление субсидий организациям потребкооперации на развитие несельскохозяйственной деятельности сельского населения. Препятствиями для развития является несовершенство правовой базы, запутанная и постоянно изменяющаяся система налогообложения, не всегда приемлемые условия для выдачи банковских кредитов, высокая стоимость услуг по выдаче лицензий, согласований и различных разрешений.


Эти и другие проблемы замедляют интеграционные процессы потребкооперации, не позволяют в полной мере реализовать её конкурентное преимущество как единой крупной экономической системы. Становится очевидной необходимость совершенствования законодательной базы, внесения изменений, способствующих развитию потребительской кооперации.


Потребительская кооперация должна быть эффективной, современной, нацеленной в будущее. Главные долгосрочные цели потребительской кооперации Российской Федерации — экономический рост, эффективность, соответствие интересам людей, общества, вызовам времени. Устойчивый экономический рост хозяйственной деятельности потребкооперации на основе инноваций и поиск своей рыночной ниши — главные направления развития потребительской кооперации.


В настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении находится законопроект «О кооперации в Российской Федерации», который определяет единые для всех действующих и вновь создаваемых в Российской Федерации кооперативов, их объединений, правовые основы организации и деятельности с учётом общепризнанных мировым сообществом кооперативных принципов и ценностей.

Вместе с тем мы в настоящий момент не имеем полного согласования данного законопроекта, поскольку положение производственных и потребительских кооперативов регулируется статьями 107, 112 и 116 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, особенности создания и деятельности отдельных видов кооперативов закреплены в специальных законах.


Существует необходимость координации совместных усилий всех уровней государственной власти и участников кооперативного движения для разработки и внесения изменений в Гражданский, Налоговый и Земельный кодексы Российской Федерации, а также в другие законодательные акты с целью более эффективного использования высокого потенциала потребительской кооперации.

Потребительская кооперация может стать существенным элементом в развитии и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008–2012 годы и в решении задач продовольственной безопасности страны.


Слушания в Государственной Думе направлены на выработку конкретных предложений по дальнейшему развитию потребительской кооперации в Российской Федерации.

Евгений КУЗНЕЦОВ, председатель Совета Центросоюза РФ:
— Уважаемые коллеги! В первую очередь я хотел бы поблагодарить партию «Единая Россия» и Комитет по аграрным вопросам Государственной Думы за поддержку инициативы проведения парламентских слушаний, а также всех участников нашего мероприятия за проявленный к нему интерес. Это означает, что обсуждаемый вопрос действительно жизненно важен. А круг участников показывает, что проблема волнует и региональную, и муниципальную власть, и высшие органы законодательной и исполнительной власти страны.


Я хотел бы вспомнить слова, сказанные избранным Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым в начале года на Гражданском форуме:
«В 90-е годы наша страна прошла, что называется, по краю. Мы прошли через большие испытания, совершили много ошибок, но страну не развалили». Это перекликается с ситуацией в потребительской кооперации.


Все прекрасно знают, каким колоссальным потенциалом обладала наша система в советское время. Вспомним, какую важную роль играла потребительская кооперация в экономике страны.


Снабжение городов и различных учреждений овощами, картофелем и другой сельскохозяйственной продукцией, аналогичные поставки для нужд армии, «северный» завоз. Закупка продукции, произведённой в личных подсобных хозяйствах, излишков урожая у дачников, собранных населением грибов и дикоросов. Продажа в магазинах системы Центросоюза в крупных городах уникальных экологически чистых натуральных продуктов, а также торговое обслуживание жителей самых отдалённых и труднодоступных сельских территорий. Ну а если сказать глобальнее — и обеспечение продовольственной безопасности страны.


К сожалению, после трансформации экономики от плановой к рыночной Центросоюз России не смог использовать свои конкурентные преимущества, основанные на масштабах и системном единстве. Кроме того, недостаточно эффективно и профессионально использовалась та огромная материально-техническая база, которая была в тот момент у системы.


Если вспомнить первую половину 90-х годов с кризисами неплатежей, галопирующей инфляцией, несовершенным налоговым законодательством, то, конечно же, были объективные причины потерь объектов потребительской кооперации, которые произошли в то время. Это коснулось и многих крупных эффективных предприятий, не входящих в нашу систему.


Вместе с тем нам следует признать, что многие объекты потребкооперация потеряла из-за не всегда оправданных действий некоторых руководителей её организаций. Причём произошло это в некоторых случаях не без участия руководства регионов и руководителей муниципальных органов власти. Об этом, конечно, стыдно говорить.

А вдвойне обидно, что материально-техническая база кооперации создавалась миллионами людей десятки лет при активной помощи государства, а вот распродавалась или «уводилась» в другие организации отдельными лицами, зачастую временщиками, извините — за копейки и за минуты.


К счастью, процесс так называемой «приватизации» и разбазаривания кооперативной собственности всё-таки обошёл стороной большинство организаций потребительской кооперации. Во многом - благодаря руководителям этих организаций и бережному отношению к нашей системе руководства региональной и муниципальной власти целого ряда регионов.


Сохранность, укрепление и преумножение кооперативной собственности — одна из основных задач, стоящих перед Центросоюзом сегодня. Мы уже в этой области сделали некоторые шаги, и работу такую будем продолжать.


Традиции и ответственность

Деятельность организаций потребительской кооперации всегда учитывала общегосударственные задачи, была направлена на помощь и содействие жизни каждого человека, населённого пункта, региона. Мы всегда были надёжными партнёрами и союзниками государства по многим вопросам, начиная от создания социально-экономической инфраструктуры села и заканчивая народной дипломатией. Мы, например, экономически взаимодействовали с зарубежными странами, когда представители государств не могли договориться на официальном уровне.


В свою очередь, государство постоянно помогало потребкооперации и политически, и экономически. К сожалению, в последние годы на федеральном уровне тесного взаимодействия между государством и Центросоюзом в силу, видимо, определённых субъективных причин не было, хотя на многих территориях рабочие контакты между организациями потребкооперации и региональной и муниципальной не прекращались.


Мировой опыт показывает, что потребительские кооперативы являются инструментом повышения деловой активности населения, школой управления и хозяйствования. Они, играя существенную роль в ликвидации финансовой, экономической безграмотности населения, занимают значительное место в экономике. Скажем, во многих странах на долю кооперативного сектора приходится более трети ВВП в сельской экономике.


И в России потребительская кооперация, являясь проверенным временем инструментом вовлечения людей в экономическую жизнь, обеспечивает альтернативную занятость и является источником доходов для шести процентов трудоспособного населения села. Мало кто знает, что во многих регионах от 40 до 60 процентов поступлений муниципальных бюджетов формируется за счёт организаций потребительской кооперации.


Своей деятельностью мы охватываем около 90 тысяч населённых пунктов, где проживает почти 36 миллионов человек, причём более чем в половине таких населённых пунктов проживает менее 100 жителей.


Мне хочется сказать о важной социальной нагрузке, которую всегда, а особенно с 90-х годов, выполняла потребительская кооперация на селе. В те трудные годы деревня оказалась просто-напросто брошенной. Самые обычные вещи стали недоступны людям в сельской местности. И тогда потребительская кооперация взяла на себя такие задачи: это ремонт обуви и телевизоров, пошив одежды, продажа медикаментов и ветеринарных препаратов и многое другое.


Мы снабжали продуктами и товарами первой необходимости отдалённые и малонаселённые деревни, нередко это делая в убыток себе. Но есть ведь кроме экономической выгоды и другие категории, о которых никогда не забывали в России: сочувствие, совесть, ответственность. Да, ехать автолавке за полсотни, а то и больше километров в деревню, где живут три пожилых человека, чтобы продать там две бутылки масла, кулёк пряников, пачку чая, дюжину коробков спичек, — такое, конечно, невыгодно. Но мы не забыли этих людей, которые пережили и войну, и все экономические эксперименты.


Сегодня в эпоху динамичного взаимосвязанного развития нам тем более бессмысленно прятать голову в песок. Мы хотим, как и в былые времена, взаимодействовать с государством по самым различным направлениям.


Наши цели. Концепция
Мы сегодня чётко осознаём свои цели, понимаем, к чему должны идти. Потребкооперация располагает организациями по всей стране, элементами логистической, торговой, заготовительной и производственной инфраструктуры даже в самых малых и отдалённых населённых пунктах. Мы сохранили идеологическую и организационную основу, а самое главное — обладаем кадровым потенциалом.


Мы недавно приняли новую Концепцию своего развития до 2015 года, понимая, что потребкооперация может существовать, только если она будет соответствовать современным стандартам экономически эффективных, социально ответственных структур, если будет такой же сильной, как другие участники традиционных рынков.


Именно это и предопределило основные подходы к нашей новой стратегии — стратегии объединительной, стратегии развития. При этом в основу мы заложили то, чем наша система отличается от любого бизнеса: заботу о людях, внимание к их нуждам, то, что мы называем социальной ролью.


Концепция содержит целый пакет взаимосвязанных задач, решать которые нужно параллельно. Скажем, необходимо обновить построение кооперативного сообщества с учётом современных социально-политических реалий, а при этом — сохранить систему и приспособить её к современному экономическому окружению. Стоит задача эффективного привлечения пайщиков к экономической деятельности. Привлечение молодых кадров в систему тоже является актуальным. Предусмотрено там и использование современных подходов к финансовой стратегии и планированию.


Главная идея новой Концепции — возможность выхода на решение больших общегосударственных задач.


Конкуренция и неравенство
Мы всегда решали на селе и экономические задачи, и социальные. Однако сегодня наши конкуренты, свободные от социальных обязательств, захватывают наиболее выгодные сектора.


Потребительская кооперация в отсутствие внимания государства оказалась в ситуации нерегулируемой конкуренции с обычными субъектами рынка, продолжая при этом нести социальную нагрузку. Причём в последние годы, когда, казалось бы, целесообразнее было развивать экономику, потребкооперация, поддерживая социальную политику государства, взяла на себя дополнительную социальную нагрузку, за свой счёт построив около 4600 детских площадок, открыв более 23000 чайных столов и 17000 библиотек в магазинах, осуществляя набор бесплатных услуг населению, начав заниматься бытовым обслуживанием населения в отдалённых сельских районах — что само по себе или низкорентабельно или нерентабльно совсем. Таких услуг у нас 146 видов. Мы продолжаем зачастую себе в убыток вести торговое обслуживание жителей самых отдалённых и малонаселённых поселений, обеспечивать сбыт выращенной ими сельскохозяйственной продукции.

Потребкооперация готова продолжать выполнять эти задачи и дальше. Однако в отличие от прежних лет ситуация усложнилась. Теперь добавилась конкуренция, и формальное равенство конкурентных условий нас привело к фактическому неравенству. Продолжать работать «на два фронта», сочетая развитие своего производства с решением социальных задач, невозможно без государственной поддержки. Коммерческие структуры изначально в более выгодном положении — на них не лежит никакой социальной нагрузки. Более того, они занимаются только экономически выгодными проектами. Например, сейчас мы теряем свои позиции в торговле, потому что в районные центры и крупные центральные усадьбы заходят торговые сети. Конкурировать с ними на сегодняшний день мы пока по объективным причинам не можем, поскольку доходы от торговли в прибыльных магазинах и от использования других экономически эффективных объектов мы направляем не на их развитие и реконструкцию. За счёт этих доходов мы поддерживаем другие — убыточные, но социально значимые направления своей деятельности. В связи с этим наши объекты торговли и производства становятся всё менее конкурентоспособными.


На самом деле мы сейчас находимся на этапе, когда нужно принимать решения, каким путём нам идти дальше. И, наверное, — это главный вопрос наших слушаний.
Есть две модели нашего дальнейшего развития.


Мы можем жить и работать, уделяя внимание только экономическим аспектам нашей работы, отодвинув в сторону решение социальных проблем села. Мол, это дело государства и муниципальной власти. Тем более что пока в документах, принимаемых федеральными органами власти по этим вопросам, нас нет.


И такая модель объяснима. Ведь в условиях наступления конкурентов мы должны думать о собственном выживании и развитии, о своих работниках, о пайщиках, в конце концов — о сохранении нашей системы в условиях конкуренции. Мы знаем свой потенциал и уверены, что справимся с новыми задачами, которые ставят перед нами и время, и конкуренты. Однако всё это вынуждает нас отложить в долгий ящик заботу о выполнении социальных задач. Нет сомнений, что к ним мы вернёмся, но нет уверенности, что деревня будет спокойно дожидаться этого времени. И тогда некоторые функции, которые на сегодняшний день выполняет потребкооперация, необходимо будет напрямую на себя брать региональной и муниципальной властям. Создавая систему торговли, бытового обслуживания, готовя кадры и прочее.


Но мы для себя считаем более перспективным второй путь. Он - в том, чтобы работать, активно взаимодействуя с государственными и муниципальными органами. Ведь если мы при помощи государства будем более эффективно использовать наши возможности, опыт, наработки, кадры, материально-техническую базу, то от этого все только выиграют!


Государство в течение нескольких последних лет, когда, как я уже говорил, потребкооперация выпала из поля общественного внимания, видя необходимость именно кооперативной модели на селе, начало создавать буквально на голом месте альтернативную сеть сельскохозяйственных кооперативов. Так, может быть, правильнее подпитывать государственным вниманием нас? И убрать существующий водораздел между потребкооперацией и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, создаваемыми по инициативе Минсельхоза. Насколько я знаю, перед СПК сейчас стоит задача создания кооперативов второго уровня. Но у нас-то кооперативы второго и третьего уровня уже несколько десятков лет как созданы. Так не проще ли на нашей базе объединить усилия, ведь по существу мы работаем на одном поле и решаем одинаковые задачи.


Мне бывает очень сложно объяснить работникам наших организаций, особенно тем, которые эффективно работают в сельской местности, которые очень много за последние годы сделали в так называемой социальной миссии, почему потребкооперация «выпала» из госпрограмм. Или, например, почему было решено меры господдержки по развитию альтернативной (несельскохозяйственной) занятости на селе, социально-бытовому обслуживанию сельского населения, организации сбора и заготовок дикоросов распространить только на СПК, которые должны быть учреждены сельскохозяйственными товаропроизводителями. Мне кажется, это по определению не их функция, да ещё к тому же СПК должны работать в основном со своими членами, а не с неограниченным кругом лиц, к чему обязывает осуществление этих видов деятельности. Этой работой несколько десятилетий успешно занимались организации потребкооперации.


Почему нам сейчас эту деятельность не доверяют — я людям объяснить не могу. Я слышал ответ: создавайте СПК на базе своих кооперативов и берите кредиты. И такие случаи у нас есть — на базе наших организаций создано около 100 СПК. Причём они созданы по настоятельной просьбе региональных властей. Но мы прекрасно знаем, что это не самый лучший путь: мы потом не найдем свою собственность. Создавая такие кооперативы и передавая им нашу материально-техническую базу, мы понимаем, насколько велик риск потери нашей собственности, ведь во вновь созданном кооперативе мы будем иметь лишь один голос как минимум из пяти.


Насколько мы понимаем главную государственную задачу на селе — это устойчивое развитие сельских территорий, повышение качества жизни сельского населения, развитие деловой активности, создание рабочих мест и социальной инфраструктуры. И для реализации этих задач потребительская кооперация имеет инструментарий никак не хуже, чем сельскохозяйственная потребительская кооперация или кредитная.


Мы хотим, чтобы власти поняли, что мы - эффективный механизм для реализации больших государственных проектов.


Мы поддерживаем усилия государства, направленные на качественное повышение уровня жизни на селе, и считаем полезным в существующие программы добавить ещё и идеологические аспекты, для того чтобы люди не уезжали из сельской местности.


Условия выполнения
Меры господдержки, о которых мы просим, не выглядят как какие-то неаргументированные льготы или послабления. В последние годы в России уже формируются и реализуются серьёзные институциональные проекты. И государство готово к передаче своих функций крупным серьёзным организациям. Об этом В.В. Путин говорил в своём Послании Федеральному собранию ещё в 2004 году. Учитывая наши возможности, о которых уже сказано, мы готовы взять на себя профильные для нас функции.


Большое значение для достижения намеченных государством целей по развитию сельского хозяйства, сельскохозяйственных рынков и сельских территорий имеет вовлечение в хозяйственный оборот продукции, производимой гражданами и их объединениями. Для этого необходимо создание системы, объединяющей производство сельскохозяйственной продукции гражданами, её закупку и переработку, а главное — обеспечение гарантированного договорными обязательствами сбыта, в частности, в рамках государственного и муниципального заказа. Центросоюз при соответствующей государственной поддержке готов к проведению такой работы. Потребкооперация готова стать участником в реализации ряда госпрограмм. В Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы необходимо включить организации потребительской кооперации наравне с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. К сожалению, в проекте рекомендаций в данном пункте появилась новация: «при условии, что в общем доходе потребительской кооперации доля от реализации произведённой сельскохозяйственной продукции, её первичной и последующей промышленной переработки составляет не менее чем 50 процентов в течение года». Зачем вводится такой критерий, к чему такие ограничения, если мы готовы развивать, например, заготовки дикоросов или социально-бытовое обслуживание населения?!

Выпали из проекта рекомендаций такие важные для нас пункты, как:

  • распространение для организаций потребкооперации порядка возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на срок до 8 лет, принятый для сельскохозяйственных потребительских кооперативов; распространение на организации потребительской кооперации порядка расчётов с населением за сданную продукцию по аналогии с СПК;
  • закрепление за региональными потребительскими союзами статуса одного из реципиентов государственной поддержки.


Мы не просим многого — мы просим одинаковых условий с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Ведь многие вещи мы можем делать эффективнее.


Полагаем целесообразным определить приоритет структур организаций потребительской кооперации, входящих в Центросоюз, как поставщиков сельскохозяйственной, дикорастущей и иной закупаемой ими продукции по государственным заказам, в том числе в рамках задач обеспечения продовольственной безопасности страны. К сожалению, на сегодняшний день существует нонсенс — исходя из постановления Правительства России «О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства», организации потребкооперации не имеют права поставлять заготавливаемую у населения сельскохозяйственную продукцию для государственных нужд.


Что будет «на выходе»

Меры господдержки для потребкооперации могли бы помочь созданию единой, федерального уровня информационной, логистической, заготовительной, перерабатывающей и сбытовой системы, основанной на принципах кооперации. Чем, в принципе, и был Центросоюз в советское время. Мы считаем, что и к сегодняшним условиям рынка система может быть эффективно адаптирована и в состоянии показать свою полезность и жизнеспособность.


Это могло бы быть весомым вкладом для создания в России социально ориентированного рынка продовольствия, который обеспечит низкие розничные цены на основные продукты питания. Потому что будут снижены производственные издержки, а посреднические структуры будут исключены из цепочки поставок.

Ну а если говорить о менее масштабных проектах, то в качестве основных результатов участия потребительской кооперации в социально-экономическом развитии регионов и создании социально ориентированного рынка продовольствия при соответствующей государственной поддержке следует ожидать:
— помощь в развитии социальной инфраструктуры в сельской местности;
— развитие на базе Центросоюза разветвлённой системы закупок сельскохозяйственной продукции, в первую очередь личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, организации её переработки и последующей реализации, в том числе через кооперативную торговую сеть в сельской местности и в городах;
— развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, направленных на повышение уровня занятости и улучшение качества жизни на селе, в том числе за счёт расширения сферы бытового обслуживания, развития народных промыслов, труда надомников и т. п.;
— повышение деловой активности сельского населения, развитие системы образовательных и информационно-консультационных услуг на селе.


Время решений
Принятая нами недавно Концепция учитывает широкую перспективу. Она поможет согласовать действия всех звеньев нашей кооперативной системы, даст новое звучание всем нашим преимуществам, определит характер и направление наших действий. Укрепляя и развивая экономические, транспортные, финансовые, информационные связи внутри потребительской кооперации на федеральном уровне и в регионах, мы повысим нашу экономическую эффективность и конкурентоспособность. Так мы консолидируем систему. Нет сомнений — мы к этому готовы, такая цель нам по плечу.


Но мы все вместе должны дать ответ на жизненно важные вопросы. Предположим, мы развиваемся сами как самостоятельный общероссийский холдинг, ставя во главу угла только экономические аспекты. Но кто будет заниматься, например, бытовым обслуживанием или торговлей в малонаселённых и отдалённых деревнях? Малый бизнес? Это невыгодно. Само государство? Как?


Мы не имеем права снять с себя ответственность за судьбу российской деревни. Мы всегда оставались верны главному предназначению: помогать людям, давать работу, развивать деловую активность, принося достаток и, главное, вселяя в людей надежду на лучшее будущее. Но решать эту задачу мы должны вместе с органами государственной и муниципальной власти.


Только в таком союзе мы сможем принести пользу стране и каждому человеку. Это накладывает на нас особую ответственность. И мы к этому готовы.

Валентин ДЕНИСОВ, председатель Комитета Государственной Думы РФ по аграрным вопросам:
— Обсуждаемая в стенах Государственной Думы тема потребительской кооперации — яркое свидетельство того, что депутаты заинтересованы в том, чтобы система потребительской кооперации заняла своё достойное место в решении задач по повышению качества жизни на селе. Чтобы её работа и темпы развития соответствовали нашим представлениям о стратегии развития страны до 2020 года, инициированной Президентом Российской Федерации. Учитывая особую социальную значимость кооперации, в рамках Комитета по аграрным вопросам создан подкомитет по развитию кооперации, который возглавляет Салават Иткулов, председатель Совета Кемеровского облпотребсоюза.


Обязано ли государство, что-то «дать» потребкооперации, как звучало в некоторых выступлениях? Верным кажется другой посыл, подчеркнул далее Валентин Денисов. Организации потребительской кооперации в современных условиях должны соответствовать стандартам участников федеральных программ, в том числе и Государственной программы развития сельского хозяйства и продовольственных рынков до 2012 года. А если они не соответствуют, то надо создавать какие-то иные формы, чтобы потребительская кооперация могла участвовать в этом процессе.

Задача потребительской кооперации — максимально освоить ту денежную массу, которая сегодня есть в российских сёлах, предоставить людям максимум качественных товаров и услуг. Хороший пример: в Смоленской области разрабатывается региональная программа поддержки потребкооперации. Это не противоречит федеральному законодательству. И когда губернатор Сергей Владимирович Антуфьев говорит: руководитель облпотребсоюза — мой союзник, — это та планка, к которой должен стремиться любой руководитель регионального уровня.


Подобные законы есть в ряде других регионов. Но такой тесный контакт с местными законодательными собраниями, с аграрными комитетами надо выстроить повсеместно. Аграрный комитет Госдумы РФ готов создать рабочую группу по совершенствованию законодательной базы потребкооперации. По сути, такая группа с приходом в Центросоюз РФ нового руководства уже работает. То, что Комитет по аграрным вопросам Госдумы проводит слушания по проблемам потребкооперации, уже говорит о понимании властью её приоритета.


Ход наших парламентских слушаний транслируется в администрации президента, в правительство. Рекомендации будут доработаны и направлены губернаторам, председателям законодательных органов регионов, во все заинтересованные федеральные структуры. Но над воплощением этих рекомендаций в жизнь, подчеркнул Валентин Денисов, предстоит работать самим кооператорам. Как говорится, любой хорошей идее нужны здоровые ноги.


Необходимо вернуться к практике заключения соглашений между Центросоюзом РФ и Правительством Российской Федерации, такой документ мог бы стать основой для вхождения в ту или иную федеральную программу. Кооперации нужны профессиональные кадры, знающие современный менеджмент, логистику и многое-многое другое, без чего не вписаться в современный рынок. Она располагает солидной базой для подготовки кадров, имеет три вуза, целый ряд средних специальных учебных заведений. Их дальнейшее совершенствование — тема специального разговора, который будет организован в стенах Центросоюза РФ или в одном из регионов для того, чтобы повысить престижность кооперативных учебных заведений. Кооперации нужна молодёжь, молодые кадры.


Валентин Денисов поблагодарил журналистов газеты «Российская кооперация» за спецвыпуски газеты, посвящённые парламентским слушаниям, а также за публикации, им предшествовавшие, и высказал пожелание оперативно опубликовать подробный отчёт о разговоре, состоявшемся в стенах Госдумы. Ситуация в различных потребсоюзах разная, как и в регионах, сказал в заключение Валентин Денисов. Одни пошли вперёд, другие оказались на задворках и сейчас вынуждены догонять. Но в потребкооперации есть силы, есть ресурсы, материально-техническая база и главное — есть поддержка федерального центра, чтобы этот «марафон» преодолеть, а может быть, он окажется спринтерской, короткой дистанцией.

Александр ПЕТРИКОВ, статс-секретарь, заместитель министра сельского хозяйства РФ:
— Минсельхоз России парламентские слушания по проблемам потребительской кооперации рассматривает как очень актуальные, поскольку речь идёт о результатах и направлениях дальнейшей деятельности системы, играющей существенную роль в жизни российской деревни. Всемерное развитие всех форм кооперации в сельской местности: и сельскохозяйственной, и кредитной, и жилищной, и потребительской является одной из важнейших задач. На это есть три причины.


Первая. Несмотря на рост занятости и доходов сельского населения в последние годы в сельской местности по-прежнему проживает очень много бедных. Около половины сельских домохозяйств имеют среднедушевые располагаемые ресурсы ниже прожиточного минимума. А у 15 процентов селян они ниже прожиточного минимума в два и более раза.


Масштабную задачу по ликвидации бедности поставил и Президент Российской Федерации. В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2012 года среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домохозяйств должны возрасти в 2,1 раза. Своё веское слово в снижении сельской бедности должна сказать и кооперация как организация, созданная прежде всего для защиты бедных.


Вторая. В сельском хозяйстве, которое по-прежнему остаётся основной отраслью сельской экономики, велика роль малых форм хозяйствования: крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств (последних насчитывается 22 миллиона, около 17 миллионов — в сельской местности). Необходимо создать современные рыночные институты их интеграции. В их рыночной интеграции и получении ими доступа к ресурсным и продуктовым рынкам первостепенное значение играет кооперация.


Третья. Остро стоит проблема диверсификации сельской экономики за счёт развития несельскохозяйственной занятости, сельского туризма, народных промыслов и ремёсел, сбора и переработки дикоросов, производства строительных материалов из местного сырья, сферы услуг и других отраслей. И в осуществлении этой задачи не обойтись без кооперативных механизмов.


В конечном счёте речь идёт о формировании на селе разветвлённой кооперативной системы, одной из ветвей которой должна быть, без сомнения, потребительская кооперация. Более того, без неё не сохранить деревню как таковую. В России 150 тысяч сёл и деревень, и считать приходится каждую деревню.


У потребительской кооперации имеется ряд конкурентных преимуществ. Это широкая сеть организаций и предприятий в 77 субъектах Российской Федерации. Это выходы на рынки крупных городов и даже на зарубежные рынки.

Потребкооперацией накоплен богатейший опыт работы с сельским населением. Этими конкурентными возможностями необходимо эффективно распорядиться. Как? Прежде всего путём укрепления кооперативных принципов деятельности, увеличением численности пайщиков, повышением их роли в принятии решений. Удовлетворение потребностей членов кооперативов, рост их благосостояния и уровня социальной защищённости — это основное предназначение, миссия потребительской кооперации, которая особенно актуальна и в современных условиях.


Эта миссия должна поддерживаться государством с учётом того, что кооперация работает в глубинных сельских районах, где издержки по оказанию общественных услуг намного выше. Кооператоры наряду с другими организациями, работающими в сельской глубинке, должны иметь преференции со стороны государственной и муниципальной власти. Это следует отразить как в законодательстве, так и в соглашении между Правительством Российской Федерации и Центросоюзом, которое должно заключаться в соответствии с постановлением от 24 января 1994 года № 24 «Вопросы потребительской кооперации», но, к сожалению, не заключается с 2004 года.


В частности, необходимо распространить на потребительские общества и на сельскохозяйственные потребительские кооперативы государственный и муниципальный заказ, который, к сожалению, сейчас не предоставляется. Кооперативные системы должны получать в этих конкурсах определённые преимущества.


Государство уже оказывает поддержку сельским кооперативам по линии тех программ, которые курирует Минсельхоз. Им представляются субсидированные кредиты на один год, под две трети процентной ставки на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной переработки, а также на закупку отечественной муки для производства хлебобулочных изделий, сухого и концентрированного молока, вспомогательного сырья и материалов, оплаты транспортных услуг, связанных с производством молочной продукции. Такими возможностями потребительские союзы пользуются.


Организации потребкооперации участвуют в развитии торгового, бытового обслуживания в сельской местности в соответствии с социальной программой «Развитие села до 2012 года». С 1 января 2008 года в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» к числу субъектов малого и среднего предпринимательства впервые отнесены потребительские кооперативы. Это позволяет распространить на данный вид юридических лиц весь комплекс механизмов, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации по тем программам, которые курирует Минэкономразвития.


И, наконец, организации потребительской кооперации могут участвовать в деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, и очень отрадно, что при их участии созданы сотни сельскохозяйственных потребительских кооперативов.


Безусловно, этих мер государственной поддержки для такой социально ориентированной системы недостаточно. Не случайно в Минсельхозе России совместно с Центросоюзом РФ сейчас образована рабочая группа по отработке механизмов нашего дальнейшего взаимодействия. Возможно подписание специального соглашения об участии Центросоюза РФ в реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственных рынков до 2012 года.


В какой форме? Во-первых, возможно участие организаций потребительской кооперации в повышении несельскохозяйственной занятости населения за счёт развития народных промыслов, сети бытового обслуживания, общественного питания и других видов несельскохозяйственной деятельности. Сейчас субсидированные кредиты под 95 процентов кредитной ставки за счёт федерального бюджета на такую деятельность могут получать только владельцы личных подсобных хозяйств и крестьянско-фермерских хозяйств. Минсельхоз России начинает ряд пилотных проектов в регионах, по результатам которых будет рассмотрена возможность выделения этих субсидированных кредитов и на индивидуальных предпринимателей, в том числе на кооперативные формы.

Во-вторых, возможно внесение изменений в государственную программу развития сельского хозяйства в регулировании рынков до 2012 года с целью включения в неё организаций потребительской кооперации наравне с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Но при условии, что в общем доходе организации потребительской кооперации доля закупленной у сельского населения сельскохозяйственной продукции, а также продукции дикорастущей, плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья должна составлять не менее 50 процентов от оборота этих организаций.


Такое условие ставится потому, что государственная программа развития сельского хозяйства рассчитана на поддержку производителей, а не потребителей, сельских пайщиков. По данным Центросоюза России, на эти цели требуется кредитных ресурсов в размере около 6 миллиардов рублей. Минсельхоз России готов выслушать и другие предложения, касающиеся взаимодействия с потребкооперацией, и всемерно поддержать их.

Сергей АНТУФЬЕВ, губернатор Смоленской области:
— Тема парламентских слушаний как никогда актуальна. Говоря о роли потребительской кооперации в развитии регионов, мы должны сделать акцент на роли кооперации в сохранении российского села. По статистике, каждый третий житель Смоленской области — старше трудоспособного возраста. Только потребительская кооперация в состоянии системно обслуживать эту категорию россиян. И во многом благодаря ей российское село ещё не умерло.

Да, деревня обезлюдела, но не исчезла. И не исчезла во многом благодаря потребкооперации. Там, где кооператоры сохранили магазины — существует и сельская жизнь со всем её укладом: подворьем, заготовками, активным летним сезоном, когда надолго приезжают городские дети и внуки…


Сегодня, когда мы разрабатываем концепцию развития области, где один из основных разделов — о задачах и путях возрождения деревни, опорой видим, прежде всего потребительскую кооперацию. Она выстояла в разрухе 90-х годов, магазины стали социальными центрами с пунктами телефонной связи, бытовых услуг, библиотечками, детскими площадками — и именно они служат для нас ориентирами при планировании дорожного строительства и газификации в сельской местности. Так что именно на якоря, брошенные облпотребсоюзом и нашими райпо, и удержавшие деревню от полного разора, мы в ближайшие два-три года планируем «посадить» современную инфраструктуру.


Заключён долговременный договор о сотрудничестве с нашими белорусскими соседями, которые уже взяли шефство над аграрным сектором близлежащих к братской республике районов, состоялись переговоры с министром транспорта России Игорем Левитиным — рассчитываем на поддержку железнодорожников, 12 тысяч гектаров сельхозугодий в Ярцевском районе под выращивание овощей намерено взять правительство Москвы.


Есть и другие наработки, которые перспективны во многом потому, что наш партнёр — потребкооперация. Мы знаем: строители, газовики, аграрии, которые по нашим проектам придут в село, не останутся без поддержки и помощи кооператоров.

Если мы после двадцатилетия невнимания селу только начинаем туда приходить с благими целями, то потребительская кооперация — уже там, и она — наша опора. Все эти годы она не бездействовала, а, как это ни парадоксально звучит, кормила деревню и давала ей заработать. Скажем, только Стодолищенским потребительским обществом «Колос» за пять последних лет у сельского населения закуплено более трёх тысяч тонн молока — сдатчики получили за него 17,8 миллиона рублей, что, конечно же, явилось ощутимым подспорьем для пополнения семейного бюджета.

Хорошо налажена работа по закупке молока Духовщинским, Хиславичским и Сафоновским райпо. Мало того, за эти годы кооператоры создали 1160 новых рабочих мест, а 1913 селян имели временную и сезонную работу.


И в целом смоленские кооператоры, не ссылаясь на экономические и демографические трудности, работают динамично и творчески. В 2007 году совокупный объём по облпотребсоюзу составил 4,4 миллиарда рублей и возрос по сравнению с 2002 годом в 2,2 раза. При этом розничный товарооборот возрос в 2,1 раза, оптовый оборот — в 5, выпуск продукции собственного производства в общепите — в 2,6, в промышленности — в 1,5, закупки сельхозпродукции — в 2,2 раза.

Не заметить потребкооперацию - большой и обидный промах. Заготовительно-сбытовые и прочие кооперативы, придуманные в рамках проекта, идут слабо. Зачем создавать новые структуры под вывеской кооперативов по освоению мясных ресурсов в наших Починковском, Рославльском, Гагаринском, Сафоновском районах, если здесь успешно и мобильно давным-давно работают заготовители местных райпо?


На предстоящих парламентских слушаниях, уверен, будет сделан не только серьёзный анализ ошибок, допущенных в ходе реализации сельского нацпроекта, но и сформировано общественное мнение о прямом участии в нём потребительской кооперации, даны рекомендации о максимальном допуске кооператоров в программу преобразования российской деревни, причём в режиме наибольшего благоприятствования.


Предложение участвовать в парламентских слушаниях побудило новую администрацию области задуматься об оформлении в юридическом плане союза по возрождению наших сельских муниципальных территорий. По-моему, членами этого пятистороннего альянса могут стать, кроме администрации и облпотребсоюза, Совет Центросоюза РФ, Минсельхоз и Минрегионразвития РФ. Вот эти пять китов, которые, объединив финансовые и организационные усилия, смогут комплексно и интенсивно влиять на подъём уровня социально-экономической жизни на селе!

Не вкладывая средства в материально-техническую базу АПК, село не поднимешь.

Знаю, что Совет Центросоюза РФ проявляет тревогу о сохранности кооперативной собственности, направил в субъекты Федерации два письма с предложениями об активизации мероприятий по защите объектов кооперативной недвижимости от нечистых на руку людей, по наведению порядка с землёй, на которой находятся магазины, базы, столовые, дома быта потребкооперации. Мне приятно сознавать, что смоляне, наш Совет облпотребсоюза, возглавляет который Виктор Григорьевич Акимов, оказались и здесь рачительными и предусмотрительными хозяевами.

Порядок в кооперативном хозяйстве, проверенный не одним десятилетием и не одной общественно-экономической формацией, обязывает государство как можно шире и многоплановее привлекать потребительскую кооперацию к реализации масштабных задач всероссийского уровня. Для этого необходимо принять и реализовать ряд решений нормативно-правового характера, включающих господдержку организаций и предприятий потребительской кооперации, льготное выделение кредитов, возмещение затрат на доставку товаров в отдалённые населённые пункты, предоставление скидок по земельному налогу и оплате электроэнергии магазинам и перерабатывающим предприятиям, расположенным в сельской местности…


Такое внимание со стороны власти потребительская кооперация, её труженики, пайщики, во-первых, заслужили, а во-вторых, оно окупится сторицей. И очень скоро.

Рауф КАРИМОВ, председатель Совета Удмуртского респотребсоюза:
— Скажу сразу: в успехах кооператоров республики важнейшую роль играют совместные действия и поддержка органами государственной власти Удмуртии всех наших начинаний. В этом плане Удмуртия без всякого преувеличения является примером взаимоотношений кооперации и власти, обеспечивающих весомое участие потребкооперации в развитии региона.


Взаимоотношения наши предопределяются прежде всего Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005–2009 годы, которая предусматривает создание условий для развития потребительской кооперации как основной системы потребительского рынка на селе. Другим документом, регламентирующим взаимодействие, стали Соглашения о сотрудничестве, которые мы заключаем с 1994 года, а в 2006 году подписали долгосрочное, до 2010 года, соглашение. Им, в частности, предусмотрена государственная поддержка организаций потребительской кооперации в объёме 47 миллионов рублей. Это очень действенное решение: ведь средства поддержки выделены не просто потребкооперации, они по сути являются вложениями в человека, в благополучие населения — обеспечивают устойчивый рост объёмов кооперативной деятельности, цель которой как раз и заключается в удовлетворении разнообразных запросов людей.


Достаточно сказать, что совокупный объём деятельности кооператоров республики за прошлый год составил уже шесть миллиардов рублей. Заданные темпы удерживаются и в текущем году по всем направлениям нашей работы.

Основу экономики потребобществ составляет торговля. Через свои 1132 магазина и 169 предприятий общественного питания кооператоры обслуживают более 500 тысяч человек, проживающих в 1785 населённых пунктах. В отдалённых сёлах порой проживает от 20 до 200 человек, обслуживание их, конечно же, затратно, ряд магазинов убыточен. Но мы их не закрываем, больше того, создали 23 магазина на дому, в глубинку регулярно доставляем всё необходимое людям 22 автолавками. Это позволяет не просто удерживать достигнутый уровень торгового обслуживания, а по существу — сохранять жизнь в отдалённых деревнях.


Подчеркну: руководство помогает нам и здесь. Ежегодно в республиканском бюджете предусматриваются средства на возмещение части транспортных расходов по доставке товаров в сельские магазины. Например, в бюджете республики на 2008 год на эти цели заложено 5 миллионов рублей.


И тем не менее растущие требования покупателей, наступление конкурентов заставляют постоянно думать о повышении качества торгового обслуживания и эффективности торговли. В последние год-два, убедившись в преимуществах сетевой формы организации торговли, мы взялись за создание кооперативной торговой сети под общим брендом «Радамир». Уже открыто 14 супермаркетов, торговая площадь каждого из которых составляет 300 квадратных метров. К июлю таких супермаркетов будет уже 23. Ценовая политика, работа с поставщиками, складское хозяйство, логистика — всё это сосредоточено в центре управления сетью. Управление осуществляется на основе новейших информационных технологий, современного программного обеспечения.


Крайне важной в экономическом, но особенно в социальном отношении является заготовительная деятельность — закупки продукции и сырья с личных подворий. Сегодня в условиях безработицы и низких заработков в сельском хозяйстве кооперация своей закупочной деятельностью даёт селянам возможность пополнения семейного бюджета, по сути, создаёт сферу альтернативной занятости людей непосредственно в личных хозяйствах, на дому. В прошлом году, например, организации потребительской кооперации за сданную сельскохозяйственную продукцию выплатили 440 миллионов рублей. Важно и другое: не где-то у заморских фермеров, а у наших собственных крестьян закуплены 5,6 тысячи тонн мяса, 17 тысяч тонн молока, 11,5 тысячи тонн картофеля и овощей. Вот он - один из реальных путей обеспечения продовольственной безопасности!


И если раньше головной болью была проблема, куда девать всё это продовольствие, то в последние годы кооператорам республики удалось решить проблему сбыта. Когда вследствие конкуренции мясо подворного забоя перестало отвечать требованиям рынка, мы построили 20 скотобойных пунктов, способных оказывать широкий спектр услуг по забою скота. Сегодня хозяину достаточно позвонить в скотобойный пункт или через магазин дать заявку на машину (для этого у нас есть специальный транспорт) — и животных у него заберут прямо с подворья, а после забоя пригласят поучаствовать в определении веса мяса, получить деньги. Мясо по принятым у нас технологиям минует процесс замораживания, благодаря чему снижаются потери веса и качества.


Для реализации заготовленного мяса в кооперативных организациях открыты цехи по производству полуфабрикатов, что позволило увеличить выпуск и продажу мясных полуфабрикатов за последние два года более чем в два раза. Только за 2007 год выработана почти тысяча тонн мясных полуфабрикатов. Продукция реализуется в 22 магазинах «Мясная лавка» и 42 специализированных отделах по продаже мясопродуктов. Расширена сеть кулинарных магазинов, где покупателям предлагается более 100 наименований мяса, субпродуктов, мясных полуфабрикатов. За счёт этих мер мы увеличили продажу мясопродуктов в 1,3 раза.

Молоко — ещё один, причём высоколиквидный вид сельхозпродукции, позволяющий селянину быстро получить расчёт товаром или деньгами и пополнить тем самым семейный бюджет. В прошлом году 442 кооперативных приёмозаготовительных пункта закупили 16 860 тонн молока. Для сбора и доставки его на переработку используем 23 молоковоза.


В помощь хозяевам подворий и услуги по продаже молодняка скота, птицы, кормов. В 40 специализированных магазинах и отделах «Подворье» сельские жители могут приобрести всё необходимое для работы в личном хозяйстве — от мелкого сельхозинвентаря до мини-трактора. Организована торговля комбикормами, семенами, удобрениями. Мини-технику можно приобрести в кредит под будущую сдачу мяса и другой сельхозпродукции.


Казалось бы, достигнут серьёзный уровень, куда же ещё?! Но убеждён: потенциал неиспользованных возможностей потребительской кооперации велик. Мы у себя, в республике, например, вполне можем в разы, что называется, увеличить объёмы деятельности. Можем, если потребительская кооперация станет полноправным участником реализации Государственной программы развития сельского хозяйства, принятой на 2008–2012 годы. Посчитано: получив доступ к субсидированным краткосрочным кредитам на закупку продукции, к инвестиционным кредитам на приобретение оборудования, транспорта, реконструкцию переработки и хранилищ, кооператоры республики за 2008–2012 годы в состоянии увеличить совокупный объём деятельности более чем в два раза, с ежегодным приростом до 25 процентов. В этой связи большие надежды возлагаем на реализацию пилотного проекта «Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2008–2012 годы», которым предусмотрено наше участие в госпрограмме и который находится сейчас на рассмотрении в Минсельхозе России.


Но, как говорится, на бога надейся… Ищем собственные ресурсы и возможности. Потребсоюзом разработана целевая программа «Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2008–2012 годы». В тесном соответствии с Концепцией развития потребительской кооперации России, разработанной Центросоюзом, ставим цель превратить кооперацию в самодостаточную, интегрированную в потребительский рынок систему, способную в ещё большей степени влиять на социально-экономическое развитие села и республики в целом.

Кооператоры хотят двигаться вперёд, но и государству следовало бы отказаться от некоторых стереотипов, разглядеть, наконец, в потребительской кооперации надёжного партнёра.


Иван ПЕТРЕНКО, первый заместитель председателя Законодательного собрания Краснодарского края, председатель Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка:

— Органы государственной власти Краснодарского края активно поддерживают потребительскую кооперацию как важную составную часть социальной инфраструктуры. Это существенный экономический инструмент обеспечения сельского населения и устойчивого поступательного развития сельских территорий.

В потребительской кооперации Кубани работают 173 производственных цеха, 235 предприятий общественного питания, 303 заготпункта и плодохранилища, почти 1,5 тысячи розничных торговых предприятий и 13 рынков. Общее число пайщиков составляет 162,4 тысячи человек. За прошлый год совокупный объём деятельности предприятий потребкооперации составил около 6 миллиардов рублей. Чистая прибыль — 142 миллиона рублей, в бюджеты всех уровней уплачено 550 миллионов рублей налогов.


Кубань — аграрный край, который производит более 8 процентов продовольствия страны. Следовательно, важнейшие задачи потребительской кооперации — заготовка, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции.

Агропромышленный комплекс Краснодарского края сегодня уже вышел на качественно новый уровень развития. Теперь, когда востребованы и фактически функционируют все организационные формы хозяйственной деятельности на селе — от крупных высокорентабельных агрокомплексов до мелкотоварных крестьянских, фермерских и личных подсобных хозяйств, от заготовительных, перерабатывающих, сбытовых кооперативов до предпринимателей без образования юридического лица, — потребительская кооперация вынуждена менять формы своей деятельности.

Безусловно, она нуждается в поддержке государства на федеральном уровне и на уровне субъекта федерации. Администрация Краснодарского края поддерживает проект рекомендаций по итогам парламентских слушаний, который направлен на обеспечение правовой государственной поддержки потребительской кооперации в нашей стране. Потребительские общества должны быть в равных условиях с создаваемыми потребительскими сельскохозяйственными кооперативами. Потребительская кооперация несёт на себе такой же тяжёлый крестьянский крест.

Сегодня назрела потребность в изменении идеологии, содержания организационной работы и экономической политики в отношении потребительской кооперации и мелкотоварного сельскохозяйственного производства. Дальнейшее развитие малых форм хозяйствования на селе сдерживается из-за отсутствия организованной оптовой реализации сельхозпродукции. Существующие структуры оказались не в состоянии закупать, перерабатывать, хранить и реализовывать возросшие объёмы производимых овощей, фруктов, картофеля, бахчевых культур и винограда. Население готово ещё больше работать на благодатной кубанской земле. Острейшая проблема: куда деть обильный урожай? Сегодня российские регионы не имеют положительного опыта работы в этом направлении. В Российской Федерации отсутствует законодательство об оптовой торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием.


А между тем не только на Кубани, но и во всей стране необходимо создавать оптовые продовольственные сельскохозяйственные рынки, где личные подсобные хозяйства и все заинтересованные стороны смогут реализовать или приобрести плодоовощную продукцию по нормальной цене. Здесь будет проводиться предпродажная подготовка продукции — её мойка, сортировка, калибровка, упаковка, а также поставка в супермаркеты торговых сетей. В этом случае кубанская продукция может на равных конкурировать, например, с турецкой.


Потребительская кооперация не в состоянии поехать в каждое глубинное село. Нет у неё таких возможностей — по крайней мере на Кубани. Поэтому у крестьянина должна быть возможность самому привезти продукцию и оптом по достойной цене продать на оптовом сельскохозяйственном рынке.


Законодательное собрание Краснодарского края вышло в текущем году с законодательной инициативой и внесло в Государственную Думу проект федерального закона об оптовых продовольственных сельскохозяйственных рынках.

Делегация Краснодарского края надеется, что Комитет Государственной Думы по аграрной политике приобщится к решению этой большой и актуальной проблемы и учтёт инициативу по принятию федерального закона об оптовых продовольственных сельскохозяйственных рынках. Они могут стать важным звеном в развитии кооперативного движения в Российской Федерации в целом.

Николай ХАРИТОНОВ, первый заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ:
— В России осталось 24 тысячи колхозов и совхозов, действуют 286 тысяч крестьянских фермерских хозяйств, живущих и работающих на селе насчитывается всего 2,2 миллиона человек. За последние полтора десятка лет 17 тысяч деревень не стало. Народ из деревни уходит.


Депутатам предшествующих созывов, сказал Николай Харитонов, удалось принять ряд законов, направленных на создание и развитие фермерских хозяйств, поддержку личных подворий. При этом была большая надежда на потребительскую кооперацию. Она выдержала тяжёлые времена во многом потому, что при плановой экономике был создан большой запас прочности. Складские, административные, рыночные и производственные помещения, по сути дела, созданы были в советское время. По влиянию, по авторитету потребкооперацию вполне можно было приравнять к одной из ветвей власти.


Однако по вине руководства Центросоюза РФ на определённом этапе кооперация пошла не тем путём. Остро встала проблема её консолидации. Проблема разобщённости в кооперации обсуждалась даже в присутствии Дмитрия Медведева: когда он был вице-премьером, им была высказана озабоченность состоянием дел в этой социально важной структуре.


Это одна из причин, почему потребкооперация выпала из государственных программ. Итоги данных парламентских слушаний, их эффективность будет зависеть от активности кооператоров. Им надо более энергично заниматься закупкой, переработкой и реализацией молока, производством зерновых культур, переработкой зерна, как это делается в Чувашии.


Сегодня 65 процентов мяса крупного рогатого скота завозится в Россию из-за границы. Почему бы не организовать, если угодно, российский торговый дом, биржу и продавать там закупленную сельхозпродукцию в масштабах Российской Федерации? Неужели Кубань не могла бы произвести всё то, что везут из Турции, из Китая, и даже лучшего качества?


Торговые сети наживаются за счёт крестьян в погоне за прибылью. Николай Харитонов привёл в пример зарубежный опыт. В развитых странах и прибыли торговых организаций ниже, и риск банкротства для фермеров гораздо ниже. Сбытом продукции занимаются кооперативы.


Николай Харитонов заверил, что инициативы Центросоюза РФ, проработанные совместно с Комитетом Госдумы по аграрным вопросам, будут поддержаны депутатами.

Станислав ЛИПСКИЙ, председатель Совета Новосибирского облпотребсоюза:
— Проблемы, которые поднял губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев, перекликаются с тем, что происходит в Новосибирской области. Новосибирский облпотребсоюз тоже работает с администрацией области по договору, и это сотрудничество позволяет гасить остроту некоторых социальных проблем.


Принятые по результатам парламентских слушаний рекомендации должны найти своё логическое продолжение в кабинетах государственной власти. Также необходимо привести в соответствие с требованиями жизни закон о потребительской кооперации. Но нам не нужен рамочный закон о кооперации. Нам нужно откорректировать именно действующий закон о потребительской кооперации в России.


Кооперация имеет хорошую историю, хорошие традиции, материальную базу — словом, солидную основу для дальнейшего развития. Но необходимо привести в порядок организационное построение системы и прекратить разброд и суверенитеты. Ни к чему хорошему это не приводит. Потребительская кооперация в России должна быть единой, неделимой и уважаемой структурой.


Что касается внесения изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, которые предусматривают, что в общем доходе потребительской кооперации доля от реализации произведённой сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 50 процентов, то тут не стоит устанавливать какие-то проценты. Нужно сделать всё, чтобы продукция российского сельхозпроизводителя получила продвижение на рынок и была реализована потребителям. Сегодня продукция российского подворья, в том числе и мясная, настолько качественна и конкурентоспособна, что не идёт ни в какое сравнение, к примеру, с блочным мясом, которое Россия завозит из-за границы.


Потребительская кооперация готова участвовать в решении этой важной задачи. Уверен: кооператоры России сделают всё возможное, чтобы и дальше вносить достойный вклад в обустройство жизни селян.

Валерий ШАСТИН, председатель Совета Тюменского облсеверпотребсоюза:
— Потребительская кооперация России выполняет важную социально-экономическую задачу, служит повышению качества жизни людей. А тюменские кооператоры к тому же трудятся в труднодоступных местах, в суровых климатических условиях.


В сельской местности в вопросах обеспечения населения товарами органы власти могут смело положиться только на потребительскую кооперацию. Она никогда не подведёт, не закроет в распутицу магазин, не оставит население без хлеба и других товаров первой необходимости. На территории тюменского севера многие кооперативные организации являются бюджетообразующими. В последние годы потребительские общества активно занимаются оказанием бытовых услуг, появились кооперативные аптеки, парикмахерские, фотоателье и другие виды услуг. Потребительская кооперация может делать и больше.


Но для этого необходимо создание ей равных условий с другими хозяйствующими субъектами, повышение роли и значимости потребительской кооперации. Кооператоры не требуют исключительных условий. Поддерживать надо всех, кто обслуживает село, но фактически обслуживанием селян, кроме кооперативных организаций, почти никто не занимается.


Итоги выборов Президента Российской Федерации показали, что в зоне деятельности потребительских обществ явка граждан на избирательных участках была самой высокой. Однако власть далеко не всегда учитывает социальную направленность и статус потребкооперации как организации некоммерческой. А ведь именно этим обусловлено сравнительно низкая доходность и рентабельность её отраслей.


Необходимо законодательно обеспечить государственную поддержку деятельно.

Источник: газета «Российкая кооперация»

Свежий номер

В США рухнула финансовая пирамида Века
Основатель и бывший председатель фондовой биржи Nasdag Stock Market, Бернард Мэдофф обвиняется в создании «пирамиды», принесшей убытки в размере $50 млрд.

Россия теряет рубль, но….. Имеет хорошие шансы на прорыв!
Эксперты уверены-вытащить страну из кризиса может только проект-локомотив.

КООПЕРАТИВЫ ПЕРМИ — ЕСТЬ БУДУЩЕЕ?
Многие кредитные союзы Перми на грани банкротства, но делает «хорошую мину при плохой игре»!

ПЕРВЫЕ ШАГИ
Новое Правление потребительского общества «КПО «Оберегъ»задействует все ресурсы для вывода Общества из кризисной ситуации.
Опрос
Затронул ли лично Вас финансовый кризис?
— Да
— Нет
— Не знаю

Результаты голосования

Архив голосований

© 2007 All contents copyright
All rights reserved
Все права защищены
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.