Сберегатели всех стран - объединяйтесь!
Рубрики

От редактора

Тема номера

Новости кредитной кооперации

Кредитная кооперация зарубежья

Наши люди

Актуальный разговор

Мировая экономика

Россия и мировое сообщество

Экономика России

События и комментарии

Финансовая закулиса

Сотрудничество

Финансовый ликбез

Деньги

Твоя история

Ваши отзывы

Читательский клуб

Рекомендуем

Потребкооперация России

Постскриптум

Философия жизни

Грамота в регионах

«Грамотное предложение» — ПЕРМЬ

Партнеры
Западно-Уральский сберегательный союз
Кредитное потребительское общество "ОБЕРЕГЪ"
Лига кредитных союзов России
Фото
Словарь
Библиотека
Главная / Статьи / Потребкооперация России /

Статья за 11 сентября 2008 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2008
Под собственным брендом

В пользу того, что предприятия пермской потребительской кооперации давно уже являются самостоятельной торговой сетью, говорит, казалось бы, всё: собственный логотип, существующий вот уже восемь лет, девяносто из полутора тысяч магазинов самообслуживания почти во всех районах Пермского края, экономические показатели за 2007 год, когда практически по всем пунктам отмечен существенный рост. Товарооборот перешагнул черту в 4 миллиарда рублей. Вот уже несколько лет подряд Пермский крайпотребсоюз ежегодно наращивает обороты примерно на полмиллиарда и неспроста по темпам развития лидирует среди предприятий Центросоюза. Из ста тридцати организаций потребкооперации Прикамья лишь две сработали убыточно.

Но для того, чтобы считаться сетью, необходимо отвечать и другим параметрам, которые предъявляют к ней наиболее взыскательные покупатели. Это и современное торговое оборудование, единый интерьер магазинов, вывеска, форма продавцов и фирменная упаковка с обязательным штрихкодом. Наконец, большинство кооперативных предприятий производят собственную продукцию, заготавливают сельхозпродукты. Всё это должно в самом большом ассортименте быть представлено в магазинах кооперативной торговой сети.

Об этом шёл разговор на семинаре, прошедшем в г. Очёр на базе местного райпо, которое наиболее удачно сочетает в себе почти все составляющие нового формата торговли. В последнее время райпо сделало резкий скачок не только в развитии торговой деятельности, но и в организации заготовок, расширении ассортимента собственной продукции: хлебобулочных и кондитерских изделий, полуфабрикатов, пельменей. За неимением собственного предприятия общественного питания, кооператоры взяли в аренду городское кафе «Людмила» в спальном районе города. Открыли два магазина самообслуживания в самом райцентре и соседнем с ним посёлке Павловский. Наконец, они числятся в числе лидеров по продаже продуктов собственного производства через свою фирменную сеть.

В своё время, побывавший с визитом в Перми председатель совета Центросоюза Евгений Кузнецов говорил об отсутствии между кооперативными предприятиями горизонтальных связей. Это в полной мере относится и к пермякам. Многие из собравшихся кооператоров (даже из соседних районов) не только понятия не имели о новшествах очёрцев, но и не знали даже о том, что вообще те производят. Поэтому с интересом смотрели на образцы очёрских хлебобулочных изделий, тортов, всевозможных слоек, пирожных, пельменей, бефстроганов, ромштексов, которыми были заполнены прилавки магазинов.

У меня, да и не только у меня, возникал резонный вопрос: почему, например, очёрскими тортами кооператоры торгуют только в своем городе, а бардымскими — только в Барде? Почему нет кооперативных тортов, например, в магазинах соседних с бардымцами Осинского горпо или Пермского райпотребсоюза? Почему не встречается сладкая продукция очёрцев в сельмагах Нытвы и Краснокамска? Ведь не так много в Прикамье потребительских обществ, готовящих такую вкуснятину! Но, случается, что, зачастую, в кооперативные магазины её в огромном количестве везут из-за пределов края. Нет, чтобы взять у соседей-коллег. Ведь бренд-то на всех один! Да и транспортные расходы меньше.

Но если бы только это. В своём докладе заместитель председателя правления крайпотребсоюза по торговле Ирина Белослудцева открытым текстом указала и на другие многочисленные недостатки столь же многочисленных кооперативных предприятий Прикамья. Особенно возмущало ее отсутствие или чисто символическое присутствие в кооперативной торговой сети собственной продукции. Если Чернушинское райпо 90 % её выработки продаёт через собственную розничную сеть, и лишь десятую часть отдаёт сторонним продавцам, Берёзовское райпо — 88%, Острожское сельпо — 86, то их коллеги из Октябрьского района у себя реализуют только 37%, бардымские кооператоры — 36, а Карагайское райпо — всего 19 %. И это притом, что все перечисленные предприятия производят отменную продукцию, которая вполне конкурентоспособна на потребительском рынке.

— Но, может быть, — пытаюсь спорить я, - это хорошо, что кооперативные товары пользуются спросом на стороне?

— А зачем нам отдавать кому-то свою торговую наценку, — возражает Ирина Прокопьевна, — если можно с успехом продать больше собственного товара у себя, увеличить товарооборот, получить дополнительный доход. Та же Берёзовка раз в неделю (всего-то один раз!) возит на пермскую ярмарку «Торговый двор № 1» пельмени, солёную и копчёную рыбу, торты, хлеб, которые собирают очереди и, как результат, — не менее 130–140 тысяч рублей ежедневной выручки. Многие пермяки специально ходят сюда именно за берёзовским товаром. Разве это не показатель?

На семинаре отмечалась и невзрачная упаковка многих товаров, и неправильная её выкладка, и бедный ассортимент в розничной торговой сети иных кооперативных предприятий. И это в то время, когда крайпотребсоюз, недавно создавший ассоциацию «Натуральный продукт», старается продвинуть экологически чистую продукцию кооператоров через крупнейшие сетевые компании Перми: «Виват», «Пятёрочка», «Добрыня», «СемьЯ». Именно Очёрское райпо показало, как надо «подавать свой товар лицом», чтобы именно на него покупатель обратил внимание.

Досталось коллегам и за использование, точнее — неиспользование пакетов, изготовленных с пермским кооперативным экслибрисом. Элементарный подсчёт показал, что за месяц в магазинах потребкооперации в среднем реализуется всего около тридцати фирменных полиэтиленовых пакетов. Покупатели берут, какие угодно, в том числе и обыкновенные серые или чёрные, по цене три рубля, тогда как фирменный кооперативный пакет с красочным логотипом стоит на рубль дешевле. Почему? На поверку вышло, что дело не в покупательских пристрастиях, как пытались обосновать выбор земляков некоторые продавцы. Просто чёрные и другие (до восьми разновидностей) всегда на виду, а фирменный — в лучшем случае под прилавком — для проверяющих областных чиновников, а в худшем — вообще на складе.

Многим продавцам, очевидно, ещё только предстоит осознать себя работниками крупной торговой фирмы, чтобы научиться «болеть» за её престиж. Ведь ни в одной из сетевых компаний не предложат покупателям «чужих» пакетов. Правда, там и свои-то выдают бесплатно. Но будь централизованный заказ на кооперативные фирменные пакеты не 260 тысяч штук, как сейчас, а три с половиной миллиона экземпляров (именно в такую цифру оценили маркетологи крайпотребсоюза потребительский спрос на них в Прикамье), те попросту встанут заказчикам в копейки, и их тоже можно будет выдавать каждому покупателю даром.

— За время работы по созданию единой сети, — развивает тему председатель правления Пермского крайпотребсоюза Василий Пермяков, — нам удалось добиться самого главного. Цены на товары в торговых точках потребительской кооперации Прикамья (а это по преимуществу сельские магазины) практически не отличаются от цен крупнейших сетевых компаний краевого центра, а по некоторым показателям даже ниже. Больше того, лишь в кооперативных магазинах Западного Урала продаются самые, что ни на есть натуральные продукты, изготовленные из сырья выращенного или откормленного на крестьянских подворьях. Это не только собственная продукция, но, как отмечал в своё время председатель совета Центросоюза Евгений Кузнецов, эксклюзив, товар, который востребован во всём мире, по меньшей мере, десятой частью населения, и которая готова платить за него на порядок больше, чем за продовольственный «ширпотреб» — продукты массового сельскохозяйственного производства.

По утверждению Василия Прохоровича на ценообразование в кооперативной рознице повлиял и сознательный отказ пермских кооператоров от собственного оптового звена, широко практикуемого коллегами в других регионах России. Так сложилось исторически, что пермская потребкооперация в результате рыночных преобразований недавнего прошлого осталась без собственных оптовых баз. Но элементарный хозяйственный расчёт показал, что возрождать его — экономически нецелесообразно.

— Зачем, — продолжает мысль председатель правления, — утяжелять себестоимость наших товаров дополнительными оптовыми наценками? Нам гораздо выгоднее завозить товар на прилавок непосредственно от производителя. Сегодня весь мир идёт по этому пути. Больше того, все практикующие в Пермском крае федеральные и региональные сетевые компании либо изначально не имели собственных оптовых баз, либо впоследствии от них отказались.

Пермские кооператоры пошли другим путём: создали в каждом ПО, будь то одно из крупнейших — Оханское горпо или небольшое Сепычёвское сельпо (в Верещагинском районе) распределительные склады площадью, отвечающей товарообороту конкретного кооператива и призванных обеспечить бесперебойное удовлетворение спроса в розничной торговой сети. С крупнейшими и надёжными поставщиками продукции Крайпотребсоюз заключил договора Центрозавоза на поставку товаров до распределительных складов, где бы те ни находились. Сегодня таких партнёров немного — всего семь, но число их растёт, ещё и потому, что пермские кооператоры намерены всерьёз пересмотреть формы сотрудничества с поставщиками.

— Мы, по сути, — сокрушается Ирина Белослудцева, — последняя торговая организация в Прикамье, которая ещё ездит за товаром на собственном транспорте. А между тем в других торговых домах поставщики для того, чтобы попасть на прилавок, занять торговые площади в магазине платят немаленькие деньги. Суммы варьируют от двух до тридцати процентов от стоимости товара. Мы же по-прежнему остаёмся лазейкой для случайных поставщиков, не имеющих возможности протолкнуть товар на прилавки известных в Перми торговых фирм. Отсюда и неликвид, и длительная оборачиваемость. С этим пора заканчивать. Конечно, может, и не стоит ради поддержания на селе невысоких цен «драть» с поставщиков дополнительную плату. Но отношения с ними нужно в корне пересмотреть. Прилавки предоставлять бесплатно, но неликвидный товар либо возвращать, либо уценивать.

Кооператоры должны наконец-то осознать, что быть сетевой компанией не только престижно, но и выгодно. Ведь этот формат предполагает систему всевозможных скидок и бонусов. Производители и постоянные поставщики нередко для продвижения своих товаров на рынок периодически устраивают различные акции типа дегустаций, распродаж, ярмарок, что привлекает массу покупателей. Вот только проводятся такие акции в торговых предприятиях потребительской кооперации нечасто. И то, в основном в краевом центре или крупных районах, где базируются успешные потребительские общества. А потому следует расширить географию такого рода мероприятий.

Пермский крайпотребсоюз не намерен останавливаться на одном лишь опыте Очёрского райпо. В ближайшее время аналогичные семинары пройдут и в других районах, где потребкооперация добилась значительных успехов — в посёлке Октябрьском и селе Берёзовка. Там, где есть, чему поучиться и что перенять с пользой для общего дела. Кстати, польза оказалась налицо и в этом случае. Она проявилась не столько в бурном обмене мнениями по завершению семинара, сколько в почти полном опустошении прилавков с собственной продукцией магазинов Очёрского райпо, которые посетили участники совещания.

Михаил Красных,
специальный корреспондент
газеты «Грамота»

«Грамотное приложение» к газете «Грамота» №8(013) август 2008 года

Свежий номер

В США рухнула финансовая пирамида Века
Основатель и бывший председатель фондовой биржи Nasdag Stock Market, Бернард Мэдофф обвиняется в создании «пирамиды», принесшей убытки в размере $50 млрд.

Россия теряет рубль, но….. Имеет хорошие шансы на прорыв!
Эксперты уверены-вытащить страну из кризиса может только проект-локомотив.

КООПЕРАТИВЫ ПЕРМИ — ЕСТЬ БУДУЩЕЕ?
Многие кредитные союзы Перми на грани банкротства, но делает «хорошую мину при плохой игре»!

ПЕРВЫЕ ШАГИ
Новое Правление потребительского общества «КПО «Оберегъ»задействует все ресурсы для вывода Общества из кризисной ситуации.
Опрос
Затронул ли лично Вас финансовый кризис?
— Да
— Нет
— Не знаю

Результаты голосования

Архив голосований

© 2007 All contents copyright
All rights reserved
Все права защищены
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.